Виталий Сирота. Своими словами. – СПб.: Реноме, 2022. – 328 с.
Знаменитые слова Анны Ахматовой, которые любил повторять Иосиф Бродский: «Главное – это величие замысла». Но, думаю, каждый из нас легко вспомнит случаи, как человек создавал что-то по-настоящему значительное, совершенно ни на что вроде бы не претендуя. Один из таких примеров – воспоминания ленинградского, петербургского учёного, преподавателя, предпринимателя Виталия Сироты (1944) «Живое прошедшее». Воспоминания эти, начатые, по словам автора, по настоятельной просьбе сына и имевшие изначально сугубо прикладную, локальную задачу – рассказать о себе и собственной семье детям и внукам, вышли в Петербурге несколько лет назад и собрали хорошую прессу и самые добрые отзывы «специалистов по словам»: литераторов, историков, социологов, экономистов…
Учёные-гуманитарии увидели в этих воспоминаниях важный документ сразу нескольких эпох, полный очень точных и о многом говорящих деталей. Среди персонажей «Живого прошедшего» не только родные и близкие знакомые автора, чьи имена мало что скажут так называемому широкому читателю, но и знаменитый актёр Николай Лавров, авторитетный социолог Игорь Кон, обладатель крупнейшей в мире коллекции неофициального русского искусства и его знаток Георгий Михайлов… А литературный критик Никита Елисеев, в частности, отмечал очевидную художественность этих мемуаров и их высокое литературное качество: «Мне показалось, будто я увидел сцену из фильма поздней Киры Муратовой. Непоказная, сдержанная сентиментальность – одна из самых сильных черт Виталия Сироты как мемуариста. В соединении с умом и наблюдательностью она даёт великолепный эстетический эффект и превращает его мемуары в подлинно художественную прозу».
И вот мемуары «Живое прошедшее» переизданы. Помимо собственно воспоминаний том в триста с лишним страниц с названием «Своими словами» составили также письма сыну, путевые заметки, дневниковые записки – небольшие по объёму, но довольно ёмкие по смыслу и содержанию законченные фрагменты, вызывающие в памяти «Записки и выписки» Гаспарова, «Ни дня без строчки» Олеши, «Опавшие листья» Розанова; рассказ, сказки, написанные для внучки, очерк памяти петербургского литератора Самуила Лурье... Один из самых любопытных текстов, помещённых в этой книге, – своеобразное «социологическое исследование» «Советский человек – 2020»: Виталий Сирота опросил довольно широкий круг своих знакомых, родившихся и сформировавшихся в советский период, чтобы понять, почему и тех, кто его вспоминает с благодарностью и теплом, и тех, кто испытывает к нему чувства противоположные, это самое прошлое не отпускает, почему во многих, очень многих сферах нашей жизни советская матрица вновь и вновь воспроизводит себя…
Автор продолжает писать, в том числе и о нашем времени, о том, что происходит здесь и сейчас; и чем больше читаешь и, будучи хорошо с автором знаком, перечитываешь (да) эти тексты, тем больше убеждаешься, что перед нами не просто «записки и выписки» ни на что не претендующего частного человека, а продолжающийся сложно устроенный роман, создатель которого, возможно, не отдавая себе в этом отчёт, решает задачи гораздо более высокого уровня. «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…» И тут вспоминаешь про величие замысла.
Как написал известный петербургский прозаик Александр Мелихов в послесловии к этой книге: «Творчество, казёнщина, энтузиазм, демагогия, продовольственный дефицит, продовольственная взаимопомощь, автомобили-гаражи, перестройка, эмиграция – это очень увлекательное и познавательное чтение. И поучительное. Это история человеческого сопротивления разрушительному ходу Истории».
Сергей Князев