Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 ноября 2022 г.

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?

50 лет назад в прокат вышел двухсерийный фильм «А зори здесь тихие...» режиссёра Станислава Ростоцкого по повести Бориса Васильева

23 ноября 2022
Андрей Мартынов в роли Васкова
Андрей Мартынов в роли Васкова

История о том, как пять вчерашних школьниц и увечный старшина перебили взвод немецкого диверсионного спецназа, не имела никакого отношения к реальности. Вообще. Ни на полшишечки. Уже в 1987-м, когда можно стало высказаться по-всякому, писатель-фронтовик Евгений Носов писал на этих вот страницах «ЛГ»: «Когда пуля попадает в живот, взрослые мужики плачут и зовут маму, а не поют романс «Он говорил мне: «Будь ты моею», и буду жить я, страстью сгорая». Потому что это так больно, что словами не передать». И вообще отозвался о фильме зло.

Но Борис Васильев был автором романтического склада и, как все романтики, реальность не жаловал, а питался ею для постройки хватающих за душу фантомов и бередящих сердце химер. Во имя контрастного столкновения барышень с немецким десантом он начисто переписал историю, географию, тактику войск в обороне и тому подобную прозу, мешающую жертвенной героике.

ПВО организуется полосой вдоль фронта и кольцом вокруг городов, а не россыпью зенитных точек в дальней глухомани. Зенитные посты без соседей справа и слева, подзащитной инфраструктуры и охранных батальонов (для ловли тех самых диверсантов) случаются только в прозе Бориса Васильева. Забрасывание десанта к чёрту на рога для длинных пеших маршей по чащобам – выдумка того же калибра. Наконец, последнее: диверсии в ближнем тылу в годы войны осуществлялись перевербованными пленными из числа уголовных и антисоветских элементов – так что забрасываемые к нам враги носили нашу форму, говорили на родном русском и войско товарища Васкова перебили бы в течение трёх минут.

Васильев эту досадную правду стёр в пыль и пустил по ветру – зато населил фантомные обстоятельства столь живыми и дышащими характерами, что зрители не заметили исходного фальшака. Он воевал и был ранен, и режиссёр Ростоцкий с оператором Шумским тоже воевали и были ранены и насытить сказку знакомыми и цепляющими за живое деталями сумели вполне. Пять цветных флешбэковгрёз о несостоявшемся бабском счастье стали смысловой доминантой картины. Самых любимых, самых желанных и стойких мужчин почти без слов играли лучшие кадры молодого экрана Борис Токарев, Георгий Мартынюк, Владимир Ивашов, Игорь Костолевский и, в роли ожившего божества Сергея Столярова из фильма «Цирк», – сын его Кирилл. Миражи снимались по-театральному, с минимумом декораций, на сорок лет опередив открытие фон Триера, что условный театральный интерьер бьёт по нервам много сильнее дотошной реальности. И щемящий, многократно повторённый разворот мужчины, уходящего в алое зарево, заканчивался малоразмерным женским сапогом, до упора вдавившим спуск счетверённой зенитной молотилки. Ради этой высшей правды стоило пожертвовать маленькой.

Пять узнаваемых женских типов – богиня Комелькова, лейтенантская вдова Осянина, телушка Бричкина, пигалица Четвертак и гуманитарочка-долгоносик Гурвич – явили всё разнообразие женского цветника и, как во всякой романтической балладе, были заведомыми смертницами. Девкам-то по юной беспечности вроде как и наплевать – но взрослый крест и горе нёс на себе старшина, в 32 года выглядящий бывалым старцем (артисту Мартынову на картине и вовсе шёл 28-й год). Косноязычный и с виду недалёкий уставник один и мог оценить потерю.

К тому же Васильев, как и все романтики, был истовым эротоманом с молочножелезной фиксацией: в каждом из его сочинений встретишь «тугую грудь», голые загорания да девичьи рассматривания себя телешом в зеркале. Ростоцкий честно перенёс их на экран (не только сцену в бане, но и загорание зенитчиц за сараем, впоследствии вырезанное), открыв ещё одну особенность гендерного восприятия: смерть женщины, которую видел голой, ранит любого мужчину куда сильнее обычной. Недаром в ремейке режиссёр Давлетьяров, многое поменяв, сцену в бане оставил в неприкосновенности.

А казённые речи Васкова, произнесённые на дорожку до всякой встречи с врагом для придания делу официальности, Ростоцкий переписал и передвинул в самый конец – когда зазвучали они последней русской правдой. Без лирики, романтики, сантиментов, гуманизма и пацифизма.

«Товарищи бойцы. Противник, вооружённый до зубов, движется в нашем направлении. Соседей нет у нас ни справа, ни слева, и помощи ждать неоткуда. Поэтому приказываю всем бойцам и себе лично: держать фронт. На этой стороне немцам земли нету. Потому что за спиной у нас Россия. Родина, значит, проще говоря».

Это был настоящий разговор, взрослый, который, вероятно, и Носову понравился.

И враз отблеском огромной войны стало крохотное и безвестное, но всё же решившее судьбу Отечества сражение у Синюхиной гряды.


ОТ РЕДАКЦИИ

Было бы несправедливо не вспомнить также великий спектакль Театра на Таганке «А зори здесь тихие…», который вдохновил Станислава Ростоцкого на создание фильма. Спектакль поставил Юрий Любимов в декорациях Давида Боровского. Зрители впервые увидели его в январе 1971 года. Васкова сыграл Виталий Шаповалов, также в нём участвовали Нина Шацкая, Зинаида Славина, Наталия Сайко, Марина Полицеймако, Виктория Радунская, Татьяна Жукова, Инна Ульянова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Константин Желдин, Иван Бортник и другие замечательные артисты Театра на Таганке. Спектакль посмотрело, к сожалению, на порядок меньше зрителей, чем кинофильм, но для многих он был и остаётся самым сильным, ни с чем не сравнимым театральным впечатлением.

Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS