Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 ноября 2021 г.
  4. № 44 (6807) (03.11.2021)
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Из Петербурга в Москву

170 лет назад между городами открылось регулярное железнодорожное сообщение

03 ноября 2021
На гравюре с рисунка неизвестного художника «Санкт-Петербурго–Московская железная дорога» изображён выезд из Николаевского вокзала в 1851 году одного  из первых поездов

Ещё в 1837 году в России открылась опытная рельсовая магистраль между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Её называли увеселительной и считали (несколько уничижительно) всего лишь дорогой придворной игрушкой. Между тем самодержцу та первая русская железная дорога пришлась по сердцу. Он оценил перспективность этого технического феномена.

 В феврале 1842 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги, призванной соединить две столицы, и уже в следующем году закипела работа. Император знал, что немало было в России влиятельных противников нового вида транспорта, считавших его опасным и неэкономичным. Поэтому царь-инженер грозно заметил: «А так как все министры против устройства железной дороги, то я учреждаю для осуществления этого важного предприятия особый комитет. Назначаю председателем его наследника престола цесаревича Александра Николаевича и при комитете особую строительную комиссию». При поддержке на таком высоком уровне промедления быть не могло.

Магистраль начали строить одновременно с двух сторон, как много лет спустя – БАМ. Руководили работами инженеры Павел Мельников и Николай Крафт – добросовестные и по-хорошему въедливые специалисты. Петербурго-Московскую железную дорогу протяжённостью 645 км, включавшую 34 станции, возводили почти 8 лет. И неудивительно – по тем временам этот проект являлся уникальным, ведь столь длинной двухпутной дороги в то время не существовало ни в Европе, ни в Америке. На девяти станциях построили сооружения для заправки паровозов водой и локомотивные депо. Строители первой русской магистральной чугунки позаботились и об оперативном получении информации: между станциями использовался телеграф фирмы «Сименс».

Проект двух вокзалов – в Петербурге и в Москве – выполнил архитектор Константин Тон, создатель храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца. Именно он заложил основы русского вокзального архитектурного стиля. А в августе 1851 года по готовой двухпутной железной дороге прошли пробные поезда, пассажирами которых стали воины-гвардейцы. Спустя три дня тем же путём проследовал императорский поезд. Для обеспечения безопасности движения вдоль всего пути было расставлено несколько десятков тысяч солдат. В Москве Николая Первого шумно приветствовали подданные. Все пребывали в восторге.

Тем не менее постоянное движение поездов по новой дороге в августе 1851-го всё-таки не началось. Дорога ещё не считалась действующей. Только 1 (13) ноября состоялось официальное открытие магистрали. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» тогда сообщала: «1 ноября останется днём, навсегда памятным для России: в этот день происходило… открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы – голову и сердце России… Обширная площадь перед зданием Путевого двора железной дороги была заранее покрыта толпами любопытного народа. В 10 часов, то есть за час до отправления поезда, в залах Путевого двора собралось многочисленное общество и отправляющиеся в дорогу путешественники. Вся эта толпа с участием ходила по обширным залам, любуясь великолепием и удобством помещения, расторопностью и предупредительностью служащих при дороге».

Из Санкт-Петербурга в Москву тогда отправился первый «всенародный» поезд, состоявший из паровоза, двух мягких, трех жёстких и одного багажного вагона. 192 пассажира совершили путешествие «с ветерком». 17 господ ехали в первом классе, 63 – во втором и 112 – в третьем. Состав вышел из Северной столицы в 11:15 и прибыл в Первопрестольную на следующий день в 9:00. Общее время в пути составило 21 час и 45 минут. Между прочим, добиться места в этом – первом массовом – поезде было непросто. На время пути у пассажиров даже отнимали документы – и возвращали их уже на вокзале прибытия, в Москве. Поезд добрался до Белокаменной без происшествий. Встречали его, конечно, с оркестром.

Начальником железной дороги назначили инженера путей сообщения А.Н. Романова, до того работавшего на Царскосельской линии. В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных состава. Пассажирский поезд состоял из семи вагонов, товарный – из 15.

Железнодорожники доказали: в российском климате вполне возможно бесперебойное движение по рельсам, несмотря на морозы, снега и оттепели. Всякий раз прибытие состава в те годы вызывало восхищение горожан – как в праздничные дни. И москвичи, и петербуржцы стремились к вокзалам, чтобы встретить поезд, чтобы увидеть это чудо. Техника становится частью народной жизни.

Первоначально дорога называлась Петербурго-Московской, но в 1855 году в память о скончавшемся императоре её переименовали в Николаевскую. Такое же название получили оба вокзала в двух столицах. В начальные годы истории магистрали плата за проезд от Петербурга до Москвы составляла в первом классе 19 рублей, во втором – 13 и в третьем – 7 рублей. Впрочем, за гораздо меньшие деньги людей перевозили в товарных поездах, а летом – на открытых платформах, правда, без комфорта. Для сравнения: стоимость одного билета на дилижанс из Петербурга в Москву тогда составляла 95 рублей, а путь занимал 4–5 суток. Вот вам и разница между старым и новым, вот и прогресс! Именно железная дорога окончательно и бесповоротно объединила две столицы огромного государства.

В 1923 году Николаевскую дорогу переименовали в Октябрьскую, это название сохраняется по сей день. Чугунка, объединившая две столицы, была, есть и будет одним из главных железнодорожных маршрутов России. А день её открытия остаётся важной вехой не только в летописи железных дорог, но и в истории страны. День, который ассоциируется с паровозными гудками и скоростью, праздник для каждого железнодорожника, для каждого гражданина нашего государства, верящего в науку и технический прогресс. 

30-Сапсан 000052619636_RIAN-ID-3181422.jpg

Вид из кабины машиниста высокоскоростного поезда «Сапсан»  на линии Санкт-Петербург – Москва


КСТАТИ

Интересно, что царю и высшим сановникам при первой поездке не рекомендовалось находиться в поезде во время движения через железнодорожные мосты, и они переходили их пешком, следуя за составом. Этот любопытный эпизод нашёл отражение на барельефе памятника императору на Исаакиевской площади.



Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS