Многолетний выставочный проект Третьяковской галереи, цель которого – масштабно представлять выдающихся русских художников прошлого и осмысливать значение их творчества для дня сегодняшнего, с 16 марта по 18 августа 2019 года знакомит с наследием мэтра отечественной школы Ильи Ефимовича Репина. О выставке, приуроченной к 175-летию со дня рождения художника, с её куратором Татьяной Юденковой беседует главный редактор журнала «Русское искусство» Елена Бехтиева.
– Уважаемая Татьяна Витальевна, в вашем послужном списке – целый ряд выставок, посвящённых собирательской деятельности братьев Третьяковых. И кому, как ни вам, хорошо известны критерии формирования Павлом Михайловичем национального собрания. Приведу для наших читателей одно из его высказываний на этот счёт: «Моё личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись и что из всего, что у нас делается теперь, в будущем первое место займут работы Репина, будь это картины, портреты или просто этюды…» Павел Михайлович Третьяков был прав?
– Несомненно, Третьяков, тонкий и проницательный коллекционер, считавший, что «в будущем первое место займут работы Репина», был прав. В наше время Репин представляется едва ли не самым главным из отечественных художников XIX столетия, а его искусство – своего рода живописной «энциклопедией русской жизни», открывающей разнообразные лики России: крестьянской и аристократической, народной и царской, революционной и артистической.
Взаимоотношения интеллигенции и народа оставались существенной проблемой общественной и культурной жизни России второй половины XIX–XX веков. Эти вопросы нашли своё отражение в творчестве Репина, всегда устремлённого к познанию действительности во всех формах её проявления. Жизнь и смерть, мгновение и вечность, свет и тьма, религиозное и светское, прекрасное и ужасное характеризуют многосложность бытия в искусстве художника.
Его произведения, как живописные, так и графические, до сих пор служат своеобразным мерилом достижений русского искусства ХIХ века, воплотившего в себе всё самое характерное и типическое. Художественный темперамент Ильи Ефимовича неуёмен, а наследие безгранично по масштабу и неисчерпаемо по многообразию затронутых тем, сюжетов, охвату моделей.
Картины и портреты Репина провокативны, «цепляют», раздражают и никого не оставляют равнодушным, а значит, и сегодня по-прежнему актуальны. В них созданы сильные пластические образы, многие из которых наше сознание воспринимает как некие формы национальной идентичности.
– Осмысливая искусство второй половины XIX века, нельзя сбрасывать со счетов идею общественного служения, которая владела тогда умами. Её исповедовали П.М. Третьяков, И.Е. Репин воплотил в картине ещё академической поры «Бурлаки на Волге», которую приобрёл, заметим, великий князь Владимир Александрович. Эта работа принесла славу молодому художнику. Способна ли она и ныне волновать зрителя, вызывать те же чувства сострадания к простому человеку, что у русской интеллигенции XIX века?
– Знаменитое полотно «Бурлаки на Волге», принёсшее Репину первую известность, конечно, представлено на выставке. Когда-то, увидев эту картину, Крамской написал: «Решительно, русская школа становится серьёзною». Многие были недовольны содержанием картины, обвиняя художника в «антирусском», антипатриотичном взгляде на действительность. Общественный резонанс от репинской работы был сравним с переворотом, произведённым в русском искусстве такими масштабными полотнами, как «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова, «Явление Мессии» А.А. Иванова, «Тайная вечеря» Н.Н. Ге. Но главное в том, что Репин изобразил в своей картине современную жизнь.
Один из главных вопросов, волновавших художника при работе над полотном «Бурлаки на Волге», возможно ли сохранять человеческое достоинство в условиях несвободы?
Для Репина пример загадочной и неисчерпаемой русской натуры – Канин, бурлак, изображённый в центре. Его образ «пришёл» к художнику из разных эпох и культур. По мысли Репина, прототипами Канина могли быть и попавший в рабство учёный-философ, образованный на трудах Платона, Аристотеля, Сократа и Пифагора; и пленные скифы (их статуи I века до нашей эры он видел в Неаполе); и запорожские казаки. Илья Ефимович сравнивал его то с глубоко ценимым Львом Толстым, то с «праведником» и со «святым на искусе», однако допускал, что в этом мужике может быть сокрыта и «хитрая бестия». Множественность черт, которыми художник наделял своих персонажей, говорит об объёмности образов.
Парадоксальным образом именно эта картина, написанная в академическую пору, стала этапной для жанровой живописи 1870-х годов – символом передвижнического реализма, несмотря на то, что Репин вступил в члены Товарищества только спустя шесть лет, в 1878 году.
Новаторство художника – в смене акцентов, в постановке серьёзных вопросов бытия через обращение к простому человеку. В картине рождается новое видение народа – его смирение и вместе с тем – мощь и глубокий потенциал. Репин открыл путь, по которому дальше двинулась русская живопись.
– Игорь Грабарь в двухтомной монографии, посвящённой Репину, в череде многого интересного сообщает и услышанные из первых уст биографические факты. В частности то, что уже в 15 лет Репин стал довольно известным иконописцем и выполнял заказы не только в родном Чугуеве, но и был «востребован на работу за 100 вёрст окрест». Какое развитие в дальнейшем получит религиозная тема?
– Евангельские сюжеты притягивали Репина с самого начала творческого пути, достаточно назвать академическую программу «Воскрешение дочери Иаира», за которую он получил звание классного художника и пенсионерскую поездку за границу. Здесь создан тип «идеальной человеческой личности».
В 1882 году Репин исполнил маслом на медной доске для иконостаса православного храма в имении Саввы Мамонтова Абрамцево большой образ Спаса Нерукотворного. Лик Христа на плате выдержан в церковной традиции. Через пару лет он создаёт образ Христа, который сегодня находится в Нижегородском художественном музее. Картина стала известна совсем недавно: в конце 90-х годов она появилась на антикварном рынке. Её экспертировала Галина Сергеевна Чурак. Администрация Нижегородской области выкупила произведение и передала в музей. Чудесная, я считаю, работа! Сравнив с абрамцевским, мы видим, что с годами произошла коренная трансформация в интерпретации образа. Монументальность, покой, уверенность сменились уязвимостью, подвижностью и эмоциональностью душевной жизни, сосредоточенностью на себе, на своём человеческом эго.
Перед нами скорее образ Иисуса-современника. Подобный тип, с тонким интеллигентным лицом, несколько неврастенический, интересовал Репина, и мастер воплощал его в портретах и многофигурных композициях. Ему оказываются близки образ заключённого в картине «Перед исповедью» и ссыльного в картине «Не ждали».
В 1885 году художник пишет Иуду – тёмную, бесформенную фигуру с печатью порока на лице. Репин-психолог пытается разгадать скрытые импульсы противоположных состояний человеческой души. Картины-антиподы, созданные в одно время, живущие по принципу притяжения и отталкивания, встречаются на протяжении всего творчества художника.
Во второй половине 1880-х и в 1890-е годы он продолжает разрабатывать евангельские сюжеты, прежде всего искушения и крестного пути Христа, ищет тему для большой картины, размышляет над монументальным полотном
«Иди за мною, Сатано!». Эскизы к этой работе, погибшей в 1941 году, хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и в других музеях, свидетельствуя, что Илья Ефимович был буквально одержим этим сюжетом.
Среди произведений религиозной тематики немало таких, которые обусловлены церковным заказом. Например, «Рождество Христово» писалось в июле 1890 (?) года во время краткого пребывания в имении Званцевых Тарталей Нижегородской губернии. Здесь следует говорить скорее не о поиске самовыражения, а об исполнении заказа.
– Исследователи творчества Репина отмечают его стремление объять необъятное в искусстве, неисчерпаемость затронутых художником тем и сюжетов, жанровую полифонию созданных произведений. А ещё способность работать в разных техниках и несхожей манере, владеть большой и малой формой… Всё это позволило Александру Бенуа оценить художника как «из ряда вон выходящий талант». На что из творческого многообразия следует в первую очередь обратить внимание посетителям выставки?
– Особого интереса заслуживают картины, над которыми Репин трудился многие годы. Творческий путь художника, долгий и плодотворный, был пронизан поиском пластического решения нескольких важных для него тем. С конца 1870-х годов ведущей становится тема крестного хода. Она разрабатывается Репиным не только в известном всем полотне «Крестный ход в Курской губернии», но и в менее доступной отечественному зрителю картине «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона», находящейся в Чехии. По замыслу автора, первая картина связана с современным ему крестным ходом, вторая – с «прежним» (до отмены крепостного права). И в той и в другой была, по замечанию художественного критика В.В. Стасова, «Русь во всем её величии и во всем её будничном безобразии». Раздумья мастера о судьбе православного народа, характеру которого свойственны как сила и напор, так и хаотичность, неуправляемость, раскрываются через различные состояния паломников. Через их образы Репин в каком-то смысле прозревает современные реалии России и её грядущее. Именно так, следуя «правде жизни», художник понимал роль искусства и видел его миссию в общественном служении. На выставке представлены обе картины. Их размеры в соответствии с авторским замыслом совпадают, что неслучайно. Начатое на родине ещё в 1877 году монументальное полотно «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» Илья Ефимович переписывал неоднократно, последний раз – в 1924-м, в эмиграции в Финляндии. Им он словно завершает историю страны: перед нами Россия, утратившая благодать.
Свойственная Репину чисто художническая прозорливость проявилась, например, и в его картине «17 октября 1905 года», современной и сегодня. Посмотрите на этих безумных людей, которые участвуют в шествии, не понимая, куда они идут; все точно зомбированы. И только два персонажа – с задумчивыми, сосредоточенными лицами. У Василия Розанова есть яркий очерк, посвящённый анализу этой картины, где даны очень чёткие характеристики каждому образу. Философ жил тогда на даче в Пенатах, и они с Репиным, несомненно, подробно обсуждали всех персонажей.
Будут на выставке и произведения, несвойственные главным направлениям искусства художника, но они по-своему притягательны, если хотим показать такого Репина, какого меньше знают зрители. Это – «На дерновой скамье» и «Какой простор!». Первая была написана по следам поездки в Париж, под впечатлением от французских импрессионистов. Это своего рода сельская идиллия, где запечатлены все близкие родственники. В ней такая поэзия, растворение в благости. Но из этого семейного окружения, оставшегося в прошлом, Илья Ефимович вырвался на волю: новое нахлынувшее на него чувство и ликующее ощущение свободы прекрасно переданы в картине «Какой простор!», созданной, заметим, накануне 60-летия.
– При всей «любви к разнообразию» основой творчества Репина всегда был портрет. Это и «лица, дорогие нации», и прекрасные дамы, и члены семьи, и отдельные персонажи «хоровых картин». Современники художника называли его «великим физиономистом» (С. Маковский). Какой эпитет для Репина-портретиста вы подобрали бы сегодня?
– К какому бы сюжету Репин ни обращался, во главе угла его творчества оказывалась человеческая личность. Она занимала его мысли, определяла поиски в сфере неисчерпаемых глубин человеческой души. Поднимая волнующие вопросы, выходя на философские и бытийные уровни осмысления, в своих картинах он исследовал внутренние состояния людей, страдающих от несовершенства мира и самих себя, и погружался в анализ непростых отношений палача и жертвы, священника и узника отца и сына... Точность характеристики, тонкое проникновение в психоэмоциональный мир модели отличали портреты Репина. Насколько провидческим оказался портрет Юры Репина в детстве! Художник запечатлел сына в какой-то взрослой задумчивости, отрешённости от реальности. Читается уязвимость натуры, некое предчувствие противостояния, не сложившихся отношений с отцом.
Редкая наблюдательность Репина, его психологическая зоркость, стремление к правдивости способствовали раскрытию внутреннего мира человека. При этом в портретах художника нет какой бы то ни было идеализации. Опасаясь фальши, Репин никогда не «поправлял» индивидуальность, не стремился к её «улучшению». Более того, для понимания специфики портретного творчества становится принципиально важным признание Ильи Ефимовича, что он боится «идеального настроения чистых, светлых натур». Неопровержимо определение Розанова, назвавшего художника «великим «щупальщиком» существа человеческого… И уж кого он «пощупал» – не спрячет души своей… поистине страшно попасть в руки Репина».
Приступая к работе, Репин обычно «влюблялся» в свою модель. Это могло быть умозрительное очарование натурой, например, красивой и элегантной, по моде одетой Марией Фёдоровной Андреевой, навещавшей художника в Пенатах вместе с Максимом Горьким и там же позировавшей для портрета. Он получился светским, салонным. Иного наполнения – портрет Елизаветы Николаевны Званцевой, ученицы Репина. Изобразительными средствами мэтр живописи сумел передать охватившее его в ту пору сильное чувство. Оно бушует в красно-терракотовом вибрирующем фоне портрета, с которым заметно контрастирует благородная сдержанность героини, подчёркнутая чёрным бархатным платьем, сидящим на ней как влитое. Званцева, не ответив Илье Ефимовичу взаимностью, предложит ему дружбу или разлуку. По передаче силы жизни, энергии, неповторимости моделей Репин остался непревзойдённым в русском искусстве. Именно эпитет «непревзойдённый» будет, пожалуй, наиболее подходящим сегодня для Репина-портретиста.
– Художник говорил, что колорит в картине должен захватить так же, как аккорд в музыке. Это убеждение коренится в академическом образовании (рисунок, композиция, колорит – составляющие картины)? Или в эмоциональном потрясении детства (у Репина от постоянного сидения с наклонённой головой над рисунками часто шла кровь носом)?
– В своих воспоминаниях «Далёкое близкое» Илья Ефимович описывает, насколько рано у него проснулся интерес к рисованию; как на каком-то физиологически-животном уровне тянуло его к этому занятию, как зависим он был от процесса писания красками. Репин очень тонкий колорист. Несомненно, он смотрел на работы Рембрандта и Веласкеса, учился у них и не раз говорил об этом, очень любил Рубенса и Тициана. Вглядывался в произведения старых мастеров в Эрмитаже, в Лувре, в Прадо. Талант, высокая образованность и трудолюбие, соединённые с опытом поколений, сделали Репина энергетически мощным художником. Его картины заряжают зрителя, оказывают сильное эмоциональное воздействие, впечатляют фактурой живописи. Всё это находит воплощение в картине «Иван Грозный». Как разработана в ней цветовая гамма – от приковывающей внимание натуралистической алой височной крови и золотистого кафтана умирающего царевича. Цвет имеет символическое звучание. В портретах Репин использует зелёный, синий, лимонный, красный, розовый цвета, которые то смешивает, то накладывает рядом друг с другом, и получаются удивительные сочетания, цветовые и световые, что производит сильнейшее впечатление от его живописи.
– К сожалению, к выставке не удалось отреставрировать картину «Иван Грозный и сын его Иван».
– Картина, подвергшаяся в мае 2018 года нападению вандала, находится на длительной реставрации, которую осуществляют специалисты Третьяковской галереи. Однако значение этого произведения настолько велико для творчества Репина, что на выставке ему будет отведено особое место: «Иван Грозный» символически открывает экспозицию, не участвуя в ней.
– Читатель заинтригован и спешит на выставку… Пожелаем ей успеха, а главное – приобщения всех к яркому, драматичному, высокому русскому искусству.
Полный текст беседы – в журнале «Русское искусство» № 1, 2019 г.