Сериал «Битва за Севастополь» был показан на Первом канале 9 мая! Премьера этого российско-украинского фильма состоялась в апреле в России и на Украине, несмотря на отрицательное отношение украинского правительства к советским символам. Почему? Потому что героическая история русской снайперши Людмилы Павличенко переиначена в угоду американским и нынешним украинским представлениям о войне. Они – в матрице антисоветского мифа о Победе.
Повествование в сериале о Людмиле Беловой (в замужестве Павличенко, она вышла замуж в 16 лет, взяла фамилию мужа, родила сына, вскоре с мужем развелась – режиссёру Сергею Мокрицкому, прославившемуся в качестве оператора фильма «Изображая жертву», и сценаристам Максиму Бударину, Максиму Данкевичу и Леониду Корину, ещё никак не прославившимся, неинтересно то, что было на самом деле) ведётся от лица Элеоноры Рузвельт. Мудрой, обаятельной, некрасивой, но очень доброй и женственной супруги президента США, пробудившей что-то человеческое в обезображенной чекистом-отцом, войной и чёрствыми командирами душе Люды Павличенко (её играет Юлия Пересильд).
Действительно, русская красавица-героиня ездила в США в составе советской делегации с целью подвигнуть союзников к открытию второго фронта. Но сопровождал её не тупой агитатор-комсомолец, как в фильме, а умудрённый посол СССР в США Максим Максимович Литвинов. И гениальную фразу в чикагской речи она сказала отнюдь не с подачи миссис Рузвельт. С удовольствием процитирую: «Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» Однако теперь за спиной Люды Беловой спрятались режиссёр и продюсеры фильма, создавшие свой миф о её судьбе.
Битвы за Севастополь в фильме нет совсем, есть боевые будни снайперов, есть любовные сцены между напарниками и действительно трогательная история влюблённой украинки-санитарки Маши в исполнении Полины Сафоновой (одна из немногих актёрских удач фильма). Ну и предатели-командиры, покинувшие Севастополь на самолётах и подводных лодках, оставившие защитников города русской воинской славы на растерзание немцам. И есть выдуманный сценаристами врач-одессит Борис Чопак. Он холодный, как рыба, но талантлив, интеллигентен, врач «золотые руки», рождён, чтобы спасать людей, а не убивать. Из хорошей семьи, где всегда можно услышать анекдоты про «дедушка, это на потом» и покушать «рыбу фиш».
Борис влюблён в Люду Павличенко, 22 июня 1941 года он приводит её знакомиться со своими родителями, вдруг они слышат от соседки, а потом по радио сообщение о начале войны, очень огорчаются, но кушают рыбу фиш, потом Боря ведёт Люду на «Травиату» в Одесский оперный театр… (Какая «Травиата»?! Одессу тогда уже вовсю бомбили немцы!) Борис (на самом деле он – главный герой сериала) идёт на фронт, дабы не показаться в глазах возлюбленной трусом, не раз спасает её на операционном столе. Потом самопожертвенно уступает Люде (которой эвакуация якобы не положена) своё место на уходящем на Кавказ судне, а сам погибает (Брайтон зарыдает, если фильм вдруг покажут в США). Но кто такой Чопак и кто – Павличенко, кого будут первым спасать – военврача или легенду обороны Севастополя, тяжело раненную Люду Павличенко, застрелившую 309 фашистов? Однако сценаристам, работавшим по американским лекалам, важна именно эта якобы последняя фронтовая любовь Павличенко, о которой потом вспоминает сама Элеонора Рузвельт, приехавшая в Москву в 1957-м. И пригласившая Людмилу Павличенко (Никита Сергеевич подождёт!) в Большой театр с маленьким сыном (на самом деле ему к тому времени под тридцать) досмотреть «Травиату».
Что из этого сериала, показанного 9 мая сразу после демонстрации грандиозного шествия «Бессмертного полка» (!), поймут доверчивые, не знающие истории войны телезрители, которые не выключили телевизор, почувствовав ту же фальшь, что и в «Орловой и Александрове», и в «Однажды в Ростове»? Что супруга президента США – очень хорошая тётка, не чета нашим, что руководители обороны Севастополя трусливо сбежали с поля боя, а русская героиня – фанатичка, прозевавшая своё счастье с «рыбой фиш».