Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 мая 2015 г.

Изображая Рузвельт

20 мая 2015
Людмила Павличенко и Юлия Пересильд

Сериал «Битва за Севастополь» был показан на Первом канале 9 мая! Премьера этого российско-украинского фильма состоялась в апреле в России и на Украине, несмотря на отрицательное отношение украинского правительства к советским символам. Почему? Потому что героическая история русской снайперши Людмилы Павличенко переиначена в угоду американским и нынешним украинским представлениям о вой­не. Они – в матрице антисоветского мифа о Победе.


Повествование в сериале о Людмиле Беловой (в замужестве Павличенко, она вышла замуж в 16 лет, взяла фамилию мужа, родила сына, вскоре с мужем развелась – режиссёру Сергею Мокрицкому, прославившемуся в качестве оператора фильма «Изображая жертву», и сценаристам Максиму Бударину, Максиму Данкевичу и Леониду Корину, ещё никак не прославившимся, неинтересно то, что было на самом деле) ведётся от лица Элеоноры Рузвельт. Мудрой, обаятельной, некрасивой, но очень доброй и женственной супруги президента США, пробудившей что-то человеческое в обезображенной чекистом-отцом, войной и чёрствыми командирами душе Люды Павличенко (её играет Юлия Пересильд).

Действительно, русская красавица-героиня ездила в США в составе советской делегации с целью подвигнуть союзников к открытию второго фронта. Но сопровождал её не тупой агитатор-комсомолец, как в фильме, а умудрённый посол СССР в США Максим Максимович Литвинов. И гениальную фразу в чикагской речи она сказала отнюдь не с подачи миссис Рузвельт. С удовольствием процитирую: «Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» Однако теперь за спиной Люды Беловой спрятались режиссёр и продюсеры фильма, создавшие свой миф о её судьбе.

Битвы за Севастополь в фильме нет совсем, есть боевые будни снайперов, есть любовные сцены между напарниками и действительно трогательная история влюблённой украинки-санитарки Маши в исполнении Полины Сафоновой (одна из немногих актёрских удач фильма). Ну и предатели-командиры, покинувшие Севастополь на самолётах и подводных лодках, оставившие защитников города русской воинской славы на растерзание немцам. И есть выдуманный сценаристами врач-одессит Борис Чопак. Он холодный, как рыба, но талантлив, интеллигентен, врач «золотые руки», рождён, чтобы спасать людей, а не убивать. Из хорошей семьи, где всегда можно услышать анекдоты про «дедушка, это на потом» и покушать «рыбу фиш».

Борис влюблён в Люду Павличенко, 22 июня 1941 года он приводит её знакомиться со своими родителями, вдруг они слышат от соседки, а потом по радио сообщение о начале войны, очень огорчаются, но кушают рыбу фиш, потом Боря ведёт Люду на «Травиату» в Одесский оперный театр… (Какая «Травиата»?! Одессу тогда уже вовсю бомбили немцы!) Борис (на самом деле он – главный герой сериала) идёт на фронт, дабы не показаться в глазах возлюб­ленной трусом, не раз спасает её на операционном столе. Потом самопожертвенно уступает Люде (которой эвакуация якобы не положена) своё место на уходящем на Кавказ судне, а сам погибает (Брайтон зарыдает, если фильм вдруг покажут в США). Но кто такой Чопак и кто – Павличенко, кого будут первым спасать – военврача или легенду обороны Севастополя, тяжело раненную Люду Павличенко, застрелившую 309 фашистов? Однако сценаристам, работавшим по американским лекалам, важна именно эта якобы последняя фронтовая любовь Павличенко, о которой потом вспоминает сама Элеонора Рузвельт, приехавшая в Москву в 1957-м. И пригласившая Людмилу Павличенко (Никита Сергеевич подождёт!) в Большой театр с маленьким сыном (на самом деле ему к тому времени под тридцать) досмотреть «Травиату».

Что из этого сериала, показанного 9 мая сразу после демонстрации грандиозного шествия «Бессмертного полка» (!), поймут доверчивые, не знающие истории войны телезрители, которые не выключили телевизор, почувствовав ту же фальшь, что и в «Орловой и Александрове», и в «Однажды в Ростове»? Что супруга президента США – очень хорошая тётка, не чета нашим, что руководители обороны Севастополя трусливо сбежали с поля боя, а русская героиня – фанатичка, прозевавшая своё счастье с «рыбой фиш».

Тэги: Телесериал
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Amazon назвали дату выхода первой серии телесериала по «Властелину колец»

    03.08.2021
  • Актуальные декабристы

    24.01.2018
  • Миф о невозможности быть талантом

    21.12.2016
  • Кризис полового возраста

    31.08.2016
  • Рублёвка, 38

    14.04.2016
  • Воле моей супротив,

    85 голосов
  • Чернобыль в мозгах

    82 голосов
  • Рублёвка, 38

    82 голосов
  • Берёза, Люся, стыд

    73 голосов
  • Кризис полового возраста

    61 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS