Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 мая 2021 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Изобретатель чудес

Выдающийся инженер Герман Графтио как будто жил в грядущем

12 мая 2021
Генрих Графтио проверяет работу приборов

Инженеры нечасто становятся всенародно известными «звёздами». Не та профессия. Она требует тишины, сосредоточенности, общения в профессиональном кругу. И – поменьше журналистов, поменьше шумихи. Таким незаметным старался быть Генрих Осипович Графтио. Но всё-таки память об этом выдающемся железнодорожнике надолго пережила его.

Его род происходил из Бельгии и Италии. Дед инженера, оказавшись в екатерининские времена в Петербурге, принял российское подданство. Отец нашего героя – Осип Иванович Графтио – строил железные дороги и создавал диковинные приборы, например кинопавзиграф – аппарат для автоматической записи скорости движения и определения местонахождения поезда. За это изобретение на Всемирной парижской выставке он был награждён бронзовой медалью.

Сын с детства радовал отца своим интересом к технике. Их семья постоянно переезжала, и Генриху приходилось менять гимназии. Симферополь, Одесса, Петербург... Они повидали Прибалтику и Кавказ, по всей России поездили. В конце концов Графтио окончил физико-математический факультет одесского Новороссийского университета, а потом и Петербургский институт инженеров путей сообщения. Там его всерьёз заинтересовала теория и практика применения электрической тяги для поездов. Окончив институт, несколько лет Генрих практиковался в Европе и Америке, изучая работу железных дорог и электростанций. В особенности его интересовали электрические стальные магистрали.

Он вернулся в Россию специалистом экстра-класса. Строил железные дороги, работал в Министерстве путей сообщения, принимал участие в международных научно-технических конгрессах, был в числе тех, кто создавал первую в России высоковольтную лабораторию, читал курс в Электротехническом институте. Он оказался выдающимся энергетиком. Как подходят к нему слова Пушкина:

И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

Всё это Графтио изведал в полной мере. Он разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитена» от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная. Первым в России предложил проект железной дороги с электрической тягой, мечтал о скоростных поездах. И, конечно, не только мечтал, но и предлагал технические решения, заряжая этой задачей своих учеников. Вместе с ними на рубеже веков Графтио составил подробные и дельные проекты электрификации железных дорог Крыма и Закавказья, а также электрификации Варшавского железнодорожного узла. Он унаследовал от отца изобретательный ум. Инженер-железнодорожник Генрих Графтио не просто не боялся нового – он как будто жил в грядущем, а его новации казались современникам настоящими чудесами. Так было в 1907-м, когда изобретатель спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге, причём по сложному ландшафту. Когда задумку удалось реализовать, первый трамвай от Адмиралтейской площади до Большого проспекта повёл сам Графтио. Есть такая традиция: настоящие инженеры должны уметь всё, чтобы своими руками проверять любое изобретение (ему, конечно, доводилось и водить поезда). Трамвай шёл плавно, за окнами плыли петербургские пейзажи, пассажиров удивляла его высокая скорость. Они спрашивали друг друга: «Кто же ведёт эту чудо-машину?» Кто-то ответил: «Да, говорят, какой-то граф Тио».

Первый петербургский электрический трамвай, следовавший от Адмиралтейства на Васильевский остров. 1907 год, фото К. Буллы
Первый петербургский электрический трамвай, следовавший от Адмиралтейства на Васильевский остров. 1907 год, фото К. Буллы

К титулованному дворянству Генрих Осипович не относился, «его сиятельством» не был. А странная для русского уха фамилия часто становилась причиной небольших казусов, зато и запоминалась крепко. Ему многое удалось реализовать, хотя ещё больше начинаний осталось в проектах. Порой они казались фантастическими, далёкими от реальности. К тому же наступило время войн – начиная с Русско-японской – и работать приходилось в пожарном режиме. А «творить» в чрезвычайных условиях трудновато.

Дворянин, видный инженер, профессор, он был далёк от политики, хотя жил во времена бурных перемен и катаклизмов. Россию после 1917 года не покинул, хотя в первые послереволюционные месяцы впервые почувствовал себя невостребованным, и это было горько. К счастью, Графтио не затерялся в послереволюционной суматохе, став одним из первых «старых специалистов», которые начали работать в органах Совета народных комиссаров. Никаких предрассудков на этот счёт у него не было: главное, чтобы давали изобретать, работать, а советская власть к одержимым технарям относилась с уважением. В 1918 году Генрих Графтио возглавил Электрожелдор – управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны. Даже в голодные годы Гражданской войны о таких технических задачах не забывали. Выдающегося инженера задействовали и в работе над планом ГОЭЛРО – проектом электрификации страны, который, несомненно, отразился и на будущем железных дорог. Его главной заботой в те годы стала разработка и строительство Волховской и Нижне-Свирской гидроэлектростанций.

Он снова выдвинул план электрификации железных дорог. По-настоящему претворить в жизнь идеи инженера не удалось, проводились только эксперименты. Но настанет время – и опыт Графтио пригодится при модернизации железных дорог в 1950-1980-е годы. Генрих Осипович был счастлив, что электричество в те годы стало одним из символов страны. Но ему хотелось большего, более высоких темпов электрификации – особенно на железных дорогах. Кстати, во многом именно его стараниями на всех вокзалах страны – больших и малых – загорелись лампочки. Даже на полустанках.

В 1932 году Графтио стал академиком – выбрали его по совокупности безусловных заслуг перед наукой. Когда началась Великая Отечественная – академику уже было за 70. Однако он продолжал энергично работать, занимался эвакуацией на восток бесценного энергетического оборудования. И приложил немало усилий для создания научных школ в Средней Азии и Сибири. «Главный по энергетике» покинул этот мир в апреле 1949-го, на 80-м году. А его наработки воплощались в жизнь ещё несколько десятилетий.

В 1979 году на экраны страны вышел художественный фильм «Инженер Графтио» с Анатолием Папановым в заглавной роли. Нечасто инженеры удостаивались такой чести. Фильм, кстати, получился неплохой, пересмотрите его! В Ленинграде и Перми есть улицы имени Графтио, на которых установлены мемориальные доски. Память о выдающемся инженере не умирает.

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Тэги: Замостьянов Арсений
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Спасибо вам, Николай Николаевич!

    05.10.2021
  • Индустрия в красках

    21.09.2021
  • Транссиб. Выбор пути

    19.05.2021
  • Солдатская звезда

    05.05.2021
  • Как Россия рвалась к Тихому океану

    21.04.2021
  • Построено на совесть

    19 голосов
  • Путеец Леонид Красин

    18 голосов
  • Состав не задохнулся на подъёме

    15 голосов
  • Баллада о путевом обходчике

    14 голосов
  • Поезд мчится в чистом поле…

    13 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS