Инженеры нечасто становятся всенародно известными «звёздами». Не та профессия. Она требует тишины, сосредоточенности, общения в профессиональном кругу. И – поменьше журналистов, поменьше шумихи. Таким незаметным старался быть Генрих Осипович Графтио. Но всё-таки память об этом выдающемся железнодорожнике надолго пережила его.
Его род происходил из Бельгии и Италии. Дед инженера, оказавшись в екатерининские времена в Петербурге, принял российское подданство. Отец нашего героя – Осип Иванович Графтио – строил железные дороги и создавал диковинные приборы, например кинопавзиграф – аппарат для автоматической записи скорости движения и определения местонахождения поезда. За это изобретение на Всемирной парижской выставке он был награждён бронзовой медалью.
Сын с детства радовал отца своим интересом к технике. Их семья постоянно переезжала, и Генриху приходилось менять гимназии. Симферополь, Одесса, Петербург... Они повидали Прибалтику и Кавказ, по всей России поездили. В конце концов Графтио окончил физико-математический факультет одесского Новороссийского университета, а потом и Петербургский институт инженеров путей сообщения. Там его всерьёз заинтересовала теория и практика применения электрической тяги для поездов. Окончив институт, несколько лет Генрих практиковался в Европе и Америке, изучая работу железных дорог и электростанций. В особенности его интересовали электрические стальные магистрали.
Он вернулся в Россию специалистом экстра-класса. Строил железные дороги, работал в Министерстве путей сообщения, принимал участие в международных научно-технических конгрессах, был в числе тех, кто создавал первую в России высоковольтную лабораторию, читал курс в Электротехническом институте. Он оказался выдающимся энергетиком. Как подходят к нему слова Пушкина:
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Всё это Графтио изведал в полной мере. Он разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитена» от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная. Первым в России предложил проект железной дороги с электрической тягой, мечтал о скоростных поездах. И, конечно, не только мечтал, но и предлагал технические решения, заряжая этой задачей своих учеников. Вместе с ними на рубеже веков Графтио составил подробные и дельные проекты электрификации железных дорог Крыма и Закавказья, а также электрификации Варшавского железнодорожного узла. Он унаследовал от отца изобретательный ум. Инженер-железнодорожник Генрих Графтио не просто не боялся нового – он как будто жил в грядущем, а его новации казались современникам настоящими чудесами. Так было в 1907-м, когда изобретатель спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге, причём по сложному ландшафту. Когда задумку удалось реализовать, первый трамвай от Адмиралтейской площади до Большого проспекта повёл сам Графтио. Есть такая традиция: настоящие инженеры должны уметь всё, чтобы своими руками проверять любое изобретение (ему, конечно, доводилось и водить поезда). Трамвай шёл плавно, за окнами плыли петербургские пейзажи, пассажиров удивляла его высокая скорость. Они спрашивали друг друга: «Кто же ведёт эту чудо-машину?» Кто-то ответил: «Да, говорят, какой-то граф Тио».
К титулованному дворянству Генрих Осипович не относился, «его сиятельством» не был. А странная для русского уха фамилия часто становилась причиной небольших казусов, зато и запоминалась крепко. Ему многое удалось реализовать, хотя ещё больше начинаний осталось в проектах. Порой они казались фантастическими, далёкими от реальности. К тому же наступило время войн – начиная с Русско-японской – и работать приходилось в пожарном режиме. А «творить» в чрезвычайных условиях трудновато.
Дворянин, видный инженер, профессор, он был далёк от политики, хотя жил во времена бурных перемен и катаклизмов. Россию после 1917 года не покинул, хотя в первые послереволюционные месяцы впервые почувствовал себя невостребованным, и это было горько. К счастью, Графтио не затерялся в послереволюционной суматохе, став одним из первых «старых специалистов», которые начали работать в органах Совета народных комиссаров. Никаких предрассудков на этот счёт у него не было: главное, чтобы давали изобретать, работать, а советская власть к одержимым технарям относилась с уважением. В 1918 году Генрих Графтио возглавил Электрожелдор – управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны. Даже в голодные годы Гражданской войны о таких технических задачах не забывали. Выдающегося инженера задействовали и в работе над планом ГОЭЛРО – проектом электрификации страны, который, несомненно, отразился и на будущем железных дорог. Его главной заботой в те годы стала разработка и строительство Волховской и Нижне-Свирской гидроэлектростанций.
Он снова выдвинул план электрификации железных дорог. По-настоящему претворить в жизнь идеи инженера не удалось, проводились только эксперименты. Но настанет время – и опыт Графтио пригодится при модернизации железных дорог в 1950-1980-е годы. Генрих Осипович был счастлив, что электричество в те годы стало одним из символов страны. Но ему хотелось большего, более высоких темпов электрификации – особенно на железных дорогах. Кстати, во многом именно его стараниями на всех вокзалах страны – больших и малых – загорелись лампочки. Даже на полустанках.
В 1932 году Графтио стал академиком – выбрали его по совокупности безусловных заслуг перед наукой. Когда началась Великая Отечественная – академику уже было за 70. Однако он продолжал энергично работать, занимался эвакуацией на восток бесценного энергетического оборудования. И приложил немало усилий для создания научных школ в Средней Азии и Сибири. «Главный по энергетике» покинул этот мир в апреле 1949-го, на 80-м году. А его наработки воплощались в жизнь ещё несколько десятилетий.
В 1979 году на экраны страны вышел художественный фильм «Инженер Графтио» с Анатолием Папановым в заглавной роли. Нечасто инженеры удостаивались такой чести. Фильм, кстати, получился неплохой, пересмотрите его! В Ленинграде и Перми есть улицы имени Графтио, на которых установлены мемориальные доски. Память о выдающемся инженере не умирает.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»