«Любовь, сеньоры, это гений…» Лопе де Вега
В самом деле, трудно представить более разные музыкальные характеры, чем Смольянинова и Гарик Сукачёв. Барышня и Хулиган. Но старинный русский романс в их исполнении о тройке удалой делает присутствие последнего очень даже уместным. Уникальный тембр Смольяниновой нежен и возвышен, а грубоватый, надтреснутый голос Сукачёва подчёркивал народный колорит песни.
Слушая шутливую арию «Кошки» Дж. Россини, которую исполняли оперные певицы Светлана Шилова и Анна Аглатова, конечно, вспомнила сестёр Карину и Рузанну Лисициан, которые в своё время замечательно исполняли эту кошачью арию. Вспомнила неслучайно, ведь Рузанна Лисициан была педагогом Анны Аглатовой в музыкальном училище им. Гнесиных. И вот она, преемственность поколений, и бережное отношение к классике.
Оперные арии перемежались исполнением популярных пьес, любимых всеми песен Дунаевского, Соловьёва-Седого. Удивительно по-новому прозвучала песня Пахмутовой «Оглянись, незнакомый прохожий…» в исполнении Дмитрия Хворостовского. В памяти прочно укоренилось исполнение этой песни Александром Градским – на нерве, в каком-то отчаянном исступлении – и вдруг совершенно иной характер. Мягко, нежно и вместе с тем мудро. Меняются времена и нравы, обогащается наш жизненный опыт, на смену старому поколению приходит новое, и хочется надеяться, что оно будет лучше, сильнее прежнего.
Разумеется, полностью согласна с Сати Спиваковой, что в опереттах есть столь привлекательные арии, о которых мечтают даже оперные дивы. И всё же, мне кажется, далеко не каждая певица может себе это позволить. Но Анна Нетребко не устаёт восхищать своих поклонников, ей удаётся всё – ария Сильвы из оперетты Имре Кальмана была исполнена блестяще. Темпераментная, ослепительно красивая, артистичная, она, конечно же, была украшением этого праздника.
Надо сказать, успех новогоднего вечера на телеканале «Культура» в полной мере заслуга и ведущих: Дениса Мацуева, Сати и Владимира Спиваковых, которые при этом и сами успевали участвовать в концерте. Виртуозные импровизации Дениса Мацуева показали, что он способен извлечь из рояля любые эмоции – и грусть, и бурное веселье, и пламенную страсть. В роли ведущего, в паре с Сати Спиваковой, он смотрелся безупречно; артистичный, весёлый, остроумный. Что же касается самой Сати, то она была замечательна: с прекрасным чувством юмора, хорошей долей самоиронии, чего сегодня так не хватает на телевидении; при этом ещё красива и умна. Она держала именно ту ноту, единственно правильную интонацию, чтобы находить контакт со зрителями. Ну а душой вечера, конечно же, был Владимир Спиваков. То дирижируя оркестром, то играя на скрипке, то танцуя с оперными дивами вальс и чарльстон, он успевал ещё разыгрывать и эксцентричные сценки, по ходу действия перевоплощаясь то в грозного военного, то в добродушного моряка в тельняшке, а то в подвыпившего гуляку и создавая тем самым доверительную, уютную атмосферу вечера.
Но не только талантливые ведущие в этот вечер были на должной высоте; этому способствовала и сложнейшая техническая оснащённость концерта. Особенное восхищение вызвали световые декорации и плазменные эффекты. Каждый новый номер сопровождался своей собственной картинкой и своим освещением, то есть это была ювелирная работа целой армии людей, которых мы никогда не видим, но их присутствие ощущаем: и декораторы, и осветители, и режиссёры, и сценаристы.
Завершился концерт старой, известной всем нам песенкой «Солнечный круг», подарив не только тёплые детские воспоминания, но и напомнив ещё раз, как хрупок этот мир и насколько мы все за него в ответе. И я снова вспомнила Лопе де Вегу:
Любовь, сплотив людей в народ,
Жить учит мирно и достойно,
И то, что разрушают войны,
Она опять воссоздаёт…
И как важны для этого всем нам культура, просвещение и творческое вдохновение…
И всё же на высокой ноте закончить эту заметку не удастся. Видимо, много времени ещё пройдёт, прежде чем наше ТВ станет по-настоящему гуманным и просвещённым. Прекрасное настроение от новогоднего концерта было испорчено на следующий день. «Культура» почему-то поставила на всю новогоднюю неделю шведский сериал «Год 1790». Причём в вечерний прайм-тайм. Сериал тяжёлый, страшный, с огромным количеством убийств и беспросветными ужасами. Спрашивается, зачем? Неужели не нашлось других фильмов?