Мир переживает новую волну интереса к теме космоса, после явного спада обозначившегося после сворачивания программ «Аполлон» и «Луноход». На несколько десятилетий земные проблемы и тревоги заслонили мечту о покорении межпланетного пространства, оказавшуюся слишком дорогой и амбициозной для человечества. Умы людей захватила иная идея – компьютеры, интернет и виртуальные пространства возглавили технологический прогресс и его отображение в литературе и кино.
В кино возвращение мечты о выходе человека за земные пределы нашло отражение в виде космического реализма – нового жанра, на первый взгляд похожего на научную фантастику, однако, как, к примеру, «Гравитация» Куарона, изображающая человека в условиях той стадии освоения космоса, на которой находится наука и техника сегодня, либо совсем недалеко от неё. Другой вариант – историческое кино, посвящённое освоению космоса. В последние годы сняты десятки подобных фильмов и сериалов, в том числе и в России. Отечественный кинематограф отметился рядом картин, таких как «Время первых», «Салют-7» или недавний «Вызов», что обозначает явный рост интереса к теме космоса по всему миру.
Корейская «Луна» режиссёра Ким Ён-хва относится именно к этому жанру. Несмотря на то что события фильма происходят в недалёком будущем, в нём нет ничего невозможного с точки зрения современной техники, кроме несколько вольного отношения корейских кинематографистов к физике ради придания картине большего драматизма. Даже лунная орбитальная станция – это не выдумка сценаристов, а вполне реальный проект, являющийся частью программы «Артемида». Но вот сама реалистичность изображения космоса, увы, оставляет желать лучшего.
Сюжет «Луны» незамысловат: Южная Корея участвует в новой космической гонке, стремясь отхватить свой кусок лунных богатств, залежей гелия-3, способных обеспечить Землю дешёвой и доступной энергией на столетия вперёд. И в то время, когда ведущие мировые космические державы пытаются освоить Луну совместными усилиями, южные корейцы в духе идеологии чучхе своих северных собратьев планируют сделать то же самое, но полагаясь лишь на собственные силы. Несколько авантюрная затея приводит к неизбежной катастрофе, и далее герои фильма отчаянно пытаются помочь последнему выжившему космонавту спасти свою жизнь и добытый на Луне образец льда. К слову, последний выживший – солдат корейского спецназа, человек прочнее ракетной дюзы. В какой-то момент, когда он в очередной раз падает на Луну, становится очевидно, что он и скафандр надел, только чтобы никого не смущать, а так готов начинать дышать вакуумом хоть сейчас.
Также портит «Луну» избыток патетики и мелодрамы, иногда доходящий до практически карикатурного гротеска. Этим грешат почти все жанровые картины, где человек, такой крохотный на фоне необъятного космического пространства, вынужден превозмогать обстоятельства с особым уровнем пафоса, ранее невиданным на поверхности нашей родной планеты. Но в целом, если исключить пару излишне бравурных моментов и несколько сцен с театрально рыдающими мужчинами, «Луна» оказывается мощной и динамичной драмой о сложностях освоения космоса, приправленной нехитрой моралью – за сложные и масштабные предприятия лучше браться всем вместе, а не поодиночке.
Тем не менее достоинства картины перевешивают её недостатки. «Луна» – это та чистая и прекрасная романтика покорения космоса, которой так не хватает в современном кино, обременённом однообразным культом стяжательства или, того хуже, копанием в разнообразии человеческих сексуальных предпочтений. Космос возвращается на большие и малые экраны, но уже не как недостижимая научно-фантастическая идея, а как новый фронтир, ожидающий покорения человеком, как вызов, брошенный вселенной человеческому интеллекту и отваге. Но что самое важное – верно выставленный акцент «Луны». Ответить на этот вызов человечество сможет только как единое целое, а не как кучка враждующих племён, рассчитывающих на сиюминутную поживу.