С премьерой в честь 200-летия Александра Николаевича Островского в Московском Новом драматическом театре торопиться не стали. В репертуаре есть «Лес», не утративший актуальности при всей своей хрестоматийности, и не столь известные, заряжающие своим озорством «Шутники». Худрук театра Вячеслав Долгачёв искал пьесу, не уступающую в злободневности первой, и в незаезженности – второй. И нашёл «Счастливый день», практически не имеющий сценической истории. В открытых источниках нам удалось обнаружить упоминания лишь о четырёх постановках. Между тем пьеса стоит того, чтобы быть представленной современному зрителю.
Николай Соловьёв был фатально неудачливым драматургом. Его пьесы либо не пропускала цензура, либо не одобрял литературно-театральный комитет. Островский, принимавший в его судьбе участие, летом 1876 года пригласил собрата по перу к себе в Щёлыково, где тот и сочинил комедию под названием «Всех устроила!». Подзаголовок гласил: «Сцены в захолустье из минувшего невозвратно» – действие разворачивалось во времена Заграничного похода русской армии. Александр Николаевич, оценив достоинства сюжета, прошёлся по нему рукой мастера и, тонкий психолог, перенёс в современность: почтмейстер, озабоченный мировой политикой куда больше, чем прямыми своими обязанностями и делами семейными, читает в газетах не о взятии Парижа и пленении Наполеона, а о событиях в Сербии и Османской империи.
Вячеслав Долгачёв, вдохновлённый примером драматурга, решился на ещё более смелый, но столь же обоснованный перенос во времени – поместил героев Островского и Соловьёва в сегодняшний день, не изменив при этом в тексте пьесы ни одной реплики. И никакого режиссёрского произвола, поскольку все персонажи суть психологические типы, жизненные стратегии которых от того, какое у нас тысячелетие на дворе, никак не зависят. Сомневающихся адресуют к Петру Аркадьевичу Столыпину: «В России за десять лет меняется всё, а за двести – ничего». А почтовое отделение – оно что ж: столы да стулья, папки да коробки посреди перманентного ремонта (художник-постановщик Маргарита Демьянова).
Иван Захарыч (Дмитрий Светус) – диванный политик, сбегающий в бурный и яркий мир новостей, будь то газета или интернет, от унылой повседневности с постылой службой, попрёками жены и необходимостью пристраивать замуж старших и поить-кормить-учить младших. А чего напрягаться? «Мы черви, мать! Там страны рушатся, а ты!» – пафосно восклицает глава семейства и снова утыкается в газету. Мать, кстати, многодетная – семеро по лавкам – Ольга Николавна (Наталья Рассиева), из сил выбивается, чтобы от тюфяка-супруга грозу отвести: ревизия на пороге, того и гляди его со службы вышибут, и семья по миру пойдёт. Но о том, что она – женщина, не забывает. Благо импозантный городской голова (Сергей Сахаров) не даёт ей об этом забыть.
С дочками у Ольги Николавны забот не меньше, чем с мужем: всем хороши, одна беда – бесприданницы. Настя (Наталья Гришагина) – вся в мать, своего не упустит. И ревизорского помощника от непорядка в бумагах отвлечёт, и самого ревизора пленит – и глазками стрельнёт, и споёт, и спляшет, да не полечку, как у Островского, а нечто вполне себе современно-авантажное (хореограф Екатерина Демакова). Те и рады глаза на упущения в почтовой службе закрыть, несмотря на всю прыть непросыхающего правдоруба-почтальона (Артём Глухов). Генерал (Роман Бреев) бойкую барышню себе в «секретари» определил, а как иначе, если «оставить без внимания» такую невозможно? А чтоб комар носу не подточил, за своего помощника, из грязи в князи поднятого (Максим Горшков), Настеньку и просватал.
А вот в Липочке (Лидия Харламова) отцова порода. Скучно ей на свете жить: «Ни цели, ни радости, ни надежды! Так идёт изо дня в день, тянется, тащится что-то. Другие хоть мечтать могут, а я и этого не умею, не могу себя даже и обмануть ничем». Только и остаётся – яду выпить или в портнихи пойти. А лучше найти того, с кем скучать можно будет на пару. Уездный доктор Василь Сергеич (Борис Шильманский) очень для этого кандидатура подходящая. Он точно знает, что скука «помаленьку так оболванит человека, что уж никакие громы не разбудят, никакие гласы не воззовут». По собственному горькому опыту знает – он ведь диссертацию писать начал из любви к медицине. Начал, да и сжёг – куда провинциальному врачу науку двигать! Только и выхода, что в женихи к скучающей барышне податься.
Подзаголовок на программке сохранён авторский – «Сцены из жизни уездного захолустья». Хитрость прозрачная, как стёклышко. Спальный район любого мегаполиса недалеко от уездного городка ушёл. Его обитателям в центре с его ресторанами, клубами да светскими развлечениями делать нечего. У кассирш в супермаркетах да офисных охранников заботы те же, что и у Иван Захарыча с Ольгой Николавной, – как бы с работы не вылететь да детей накормить-пристроить.
Зашито в спектакле послание ещё от одного классика, жившего за сто лет до Островского и не настолько известного широкой публике. В конце счастливого дня вся осчастливленная компания душевно исполняет балладу на стихи Григория Сковороды, странствующего поэта и педагога, основоположника русской религиозной философии:
Всякому городу нрав и права; Всяка имеет свой ум голова…