В сентябре исполнится 120 лет со дня рождения одного из крупнейших русских лингвистов, составителя знаменитого Толкового словаря русского языка, борца за сохранение культуры речи Сергея Ивановича Ожегова.
В преддверии круглой даты в обеих столицах (в одной он учился и начал преподавать, в другой работал и окончил свои дни) и на родине лексикографа, в тверском Кувшинове, конечно же, будут звучать торжественные речи, но цена им – грош. Дом, в котором родился Ожегов, до юбилея, скорее всего, не доживёт.
Судя по информации в справочниках, когда-то на этом деревянном доме с каменной пристройкой было две мемориальные таблички – о проживании в нём Максима Горького и рождении здесь Сергея Ожегова, но после расселения жильцов они почему-то исчезли. В начале мая обвалилась стена пристройки, а в середине – дом ещё и затопило. Горожане и в соцсетях теперь гадают, сколько осталось жить зданию: оптимисты надеются, что этот памятник культуры регионального значения непременно восстановят и организуют в нём музей, пессимисты пророчат отчему дому лексикографа скорую смерть: о нём и в «тучные» годы не вспоминали, а сегодня, когда все деньги пожирает коронавирус, рассчитывать вообще не на что.
«Наверное, уже как-то и неприлично говорить о важности сохранения исторического наследия, ибо эти стенания традиционно повисают в воздухе… немногочисленным радетелям за сохранение исторического наследия будут обещаны золотые горы и… не будет сделано ничего», – прокомментировал руководитель производственной компании «Конаковский фаянс» Валерий Солонбеков.
Большинство знает Ожегова как автора знаменитого Толкового словаря, но его научные интересы были гораздо шире. Он занимался исследованием истории русского литературного языка, исторической грамматики, лексикологии, орфоэпии, орфографии и фразеологии. Организовал языковедческое научное общество, был членом Всесоюзной орфографической комиссии, инициатором и организатором выхода научно-популярных сборников «Вопросы культуры русской речи», одним из редакторов и соавторов первого академического «Орфографического словаря русского языка», словарей «Русское литературное произношение и ударение» и «Правильность русской речи».
Один из самых многотиражных академических журналов – «Русская речь» – обязан своим появлением Сергею Ивановичу. По его инициативе в Институте русского языка была создана справочная служба, которой и сегодня может воспользоваться любой гражданин или организация. Он был научным консультантом Всероссийского театрального общества и Гостелерадио, и благодаря в том числе и ему речь дикторов советской поры была эталоном.
Неужели в Кувшинове так много достопримечательностей, что дом, где родился знаменитый лингвист, можно предать забвению? А ведь на этом здании была и ещё одна памятная табличка – о том, что здесь «с октября 1897 года по январь 1898 года жил великий русский писатель Алексей Максимович Горький». Он гостил у своего друга, химика-лаборанта Кувшиновской фабрики Николая Васильева, который в 1893 году без ведома Горького послал его рассказ «Емельян Пиляй» в московскую газету «Русские ведомости», где он в том же году был напечатан. Так что Кувшиново стало для Горького в какой-то мере мостиком в столичную прессу.
Когда-то книги Ожегова и Максима Горького были практически в каждой российской семье. Но если романы и повести Горького стояли на полках всех книжных магазинов, покупка словарей Ожегова была большой удачей. Да, кто-то ставил их на полку и никогда не открывал, но для тех, кто работал с русским языком, любил его, эти словари были главной настольной книгой. Неужели пессимисты окажутся правы и для сохранения отчего дома Ожегова «не будет сделано ничего»?