Карантин, объявленный в связи с пандемией, заставил переформатировать систему экзаменов. Страшно сказать: ОГЭ вообще отменили! И ровным счётом ничего не произошло! Ученики и так получили свидетельства об окончании 9-х классов. Это, между прочим, наводит на крамольную мысль: а нужны ли такие экзамены, которые успешно сдают все без исключения если не с первого раза, так со второго?
Правда, девятиклассники успели сдать устный экзамен по русскому языку, так называемое говорение. По моему твёрдому убеждению, это совершенно бессмысленное и даже смехотворное мероприятие, придуманное какими-то занудными схоластами. Но самым ненужным и даже абсурдным в своём нынешнем формате видится сочинение по литературе в выпускном классе, которое пишут задолго до окончания изучения всей программы. Каждый год три дня подряд с большим душевным неприятием читаю сочинения, написанные по убогой кальке, в которых взрослые уже юноши и девушки одинаково размышляют, например, о сострадании и милосердии, приводя в качестве литературных аргументов эпизоды из рассказов, изученных в 5-м и 6-м классах!
После окончания пандемии у многих неизбежно возникнет вопрос: а не лучше ли «аббревиатурные экзамены» вообще взять и отменить? То есть вернуться к забытой уже системе приёма в высшие учебные заведения по результатам очных вступительных экзаменов? Здесь на ум сразу приходит цитата из стихотворения любимого русского поэта: «К прошлому возврата больше нет». Система проведения ОГЭ и ЕГЭ более-менее устоялась, обрела приемлемый уровень объективности, кроме того, ЕГЭ всё-таки даёт хорошие шансы для поступления в престижные вузы выпускникам из провинции. Лишить их этой возможности было бы в высшей степени несправедливо. А вот пресловутый «порог успешности» (минимальные баллы для получения аттестата), на котором, впрочем, мало кто спотыкается, совершенно не нужен и выглядит лишь призванным устрашать нерадивых троечников.
Виктор Пахомов,
заслуженный учитель России, Новороссийск