Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2023 г.
Культура Телеведение Pro & Contra

К «Вызову» вопросов нет

Актриса убедила, фильм победил

18 мая 2023
Актриса Юлия Пересильд, космонавт Антон Шкаплеров, режиссёр Клим Шипенко

Ещё на стадии полёта в космос Клима Шипенко и Юлии Пересильд было много скептиков – зачем столько денег угрохано на кинотуристов? Но все доводы критиков Роскосмоса и Первого канала, организовавших первый полёт кинематографистов в космос, для меня опрокидывались самим фактом участия актрисы в этом беспримерном проекте.

Я помню ту радость в апреле 1961‑го, охватившую всю страну, и был на Красной площади, когда там чествовали Гагарина. Отец поднимал меня на руки, а Гагарин с Мавзолея нам «взмахнул рукой». И для меня полёт Пересильд – подвиг. Я понял, что эта удивительно женственная, нежная, манкая актриса и вправду «в горящую избу войдёт». И значит, не зря мы отмечали её в роли Людмилы Павличенко, убившей более 300 фашистов в «Битве за Севастополь». Тот фильм не понравился (не было там ни битвы, ни Севастополя, а вместо них – возвеличивание Элеоноры Рузвельт и желание понравиться американцам), но артистка Пересильд, по внешним данным вроде совсем не подходящая, убедила, аскетично и точно исполнив роль женщины войны.

Когда говорят, что всё то же самое можно было снять на земле и даже лучше, не учитывают «факта присутствия». Я в фильме стопроцентно поверил актрисе, что бывает крайне редко, так как она на космической станции действительно была. И вслед за ней я верил всем. И врачам, и сотрудникам ЦУПа. Вопросы были к некоторым исполнителям и сценарным ходам первого космического фильма Клима Шипенко – «Салют-7» (неправдоподобные истерики руководителя полётов, курение космонавта на станции, где не хватает кислорода…). Тем не менее та лента – в ряду тех, что начали долгожданное «движение вверх» отечественного кинематографа.

Поверил и влюблённому в Женю хирургу (Милош Бикович). Кинематографисты приучили нас к грязи в любовных отношениях киногероев (вспомним хотя бы сериал «Частица Вселенной», где на МКС два космонавта, один из которых на земле сожительствует с женой другого). Слава богу здесь ничего такого не было, и лирическая линия меня вполне убедила. Конечно, главный красавец России серб Бикович в роли верного и влюблённого хирурга привлечёт женскую аудиторию. Очень понравился руководитель центра торакальной хирургии. Андрей Щепочкин, прекрасно дебютировавший в центральной роли отечественного блокбастера и ничуть не уступающий ни Владимиру Машкову (руководитель полётов), ни Александру Балуеву (генеральный директор Роскосмоса). Вообще, эти артисты создали «бронебойный» мужской фон той части истории, что происходила на земле.

В космосе убедительны были космонавты Антон Шкаплеров и Пётр Дубров. Они вместе с Юлией Пересильд задали высокий уровень подлинности. Уникальный случай, когда предлагаемые обстоятельства совпадали с реальными. Загадка, как удалось так органично «вписать» в интерьер станции Олега Новицкого, сыгравшего травмированного космонавта.

Очень хорошо, что в драматической истории спасения космонавта нашлось место для юмора и злободневной «социалки». Елена Валюшкина отлично сыграла сердечницу-мать Жени, которая думала, что дочка полетела не на МКС, а в Иркутск, и снабжала её соответствующими наказами относительно икры омуля и прочих байкальских радостей. Смешным также было превращение прокурора из беспощадно отстаивающего интересы своей семьи держиморды (в связи с чем попасть в тюрьму могла дочь Жени) в галантного кавалера с букетом роз у дверей её квартиры. А что было бы, если бы ему не позвонил генеральный прокурор?

Единственное, что мне не понравилось, это упоминание в фильме фамилии нынешнего руководителя Первого канала, что превращало ленту в капустник, а также мелькание бренда известного банка с фамилией бывшего владельца-перебежчика.

И последнее замечание, связанное с резко изменившимися обстоятельствами, так как сценарий-то писался до СВО, – в лиризме ленты многовато благостности, наше время жёстче.

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS