Ещё на стадии полёта в космос Клима Шипенко и Юлии Пересильд было много скептиков – зачем столько денег угрохано на кинотуристов? Но все доводы критиков Роскосмоса и Первого канала, организовавших первый полёт кинематографистов в космос, для меня опрокидывались самим фактом участия актрисы в этом беспримерном проекте.
Я помню ту радость в апреле 1961‑го, охватившую всю страну, и был на Красной площади, когда там чествовали Гагарина. Отец поднимал меня на руки, а Гагарин с Мавзолея нам «взмахнул рукой». И для меня полёт Пересильд – подвиг. Я понял, что эта удивительно женственная, нежная, манкая актриса и вправду «в горящую избу войдёт». И значит, не зря мы отмечали её в роли Людмилы Павличенко, убившей более 300 фашистов в «Битве за Севастополь». Тот фильм не понравился (не было там ни битвы, ни Севастополя, а вместо них – возвеличивание Элеоноры Рузвельт и желание понравиться американцам), но артистка Пересильд, по внешним данным вроде совсем не подходящая, убедила, аскетично и точно исполнив роль женщины войны.
Когда говорят, что всё то же самое можно было снять на земле и даже лучше, не учитывают «факта присутствия». Я в фильме стопроцентно поверил актрисе, что бывает крайне редко, так как она на космической станции действительно была. И вслед за ней я верил всем. И врачам, и сотрудникам ЦУПа. Вопросы были к некоторым исполнителям и сценарным ходам первого космического фильма Клима Шипенко – «Салют-7» (неправдоподобные истерики руководителя полётов, курение космонавта на станции, где не хватает кислорода…). Тем не менее та лента – в ряду тех, что начали долгожданное «движение вверх» отечественного кинематографа.
Поверил и влюблённому в Женю хирургу (Милош Бикович). Кинематографисты приучили нас к грязи в любовных отношениях киногероев (вспомним хотя бы сериал «Частица Вселенной», где на МКС два космонавта, один из которых на земле сожительствует с женой другого). Слава богу здесь ничего такого не было, и лирическая линия меня вполне убедила. Конечно, главный красавец России серб Бикович в роли верного и влюблённого хирурга привлечёт женскую аудиторию. Очень понравился руководитель центра торакальной хирургии. Андрей Щепочкин, прекрасно дебютировавший в центральной роли отечественного блокбастера и ничуть не уступающий ни Владимиру Машкову (руководитель полётов), ни Александру Балуеву (генеральный директор Роскосмоса). Вообще, эти артисты создали «бронебойный» мужской фон той части истории, что происходила на земле.
В космосе убедительны были космонавты Антон Шкаплеров и Пётр Дубров. Они вместе с Юлией Пересильд задали высокий уровень подлинности. Уникальный случай, когда предлагаемые обстоятельства совпадали с реальными. Загадка, как удалось так органично «вписать» в интерьер станции Олега Новицкого, сыгравшего травмированного космонавта.
Очень хорошо, что в драматической истории спасения космонавта нашлось место для юмора и злободневной «социалки». Елена Валюшкина отлично сыграла сердечницу-мать Жени, которая думала, что дочка полетела не на МКС, а в Иркутск, и снабжала её соответствующими наказами относительно икры омуля и прочих байкальских радостей. Смешным также было превращение прокурора из беспощадно отстаивающего интересы своей семьи держиморды (в связи с чем попасть в тюрьму могла дочь Жени) в галантного кавалера с букетом роз у дверей её квартиры. А что было бы, если бы ему не позвонил генеральный прокурор?
Единственное, что мне не понравилось, это упоминание в фильме фамилии нынешнего руководителя Первого канала, что превращало ленту в капустник, а также мелькание бренда известного банка с фамилией бывшего владельца-перебежчика.
И последнее замечание, связанное с резко изменившимися обстоятельствами, так как сценарий-то писался до СВО, – в лиризме ленты многовато благостности, наше время жёстче.