Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 июня 2021 г.
Культура Телеведение

(Ка)лечащая память

Картину Элема Климова снова показывают в кинотеатрах

22 июня 2021
В главной роли Алексей Кравченко

Странно пересматривать это кино после 9 Мая, после детей в пилотках и военной техники, движущейся под окнами. После надписей на машинах «на Берлин» и «можем повторить».

Видимо, как раз чтобы напомнить, что не можем (пожалуйста, давайте раз и навсегда выйдем из контекста слабо / не слабо и переместимся в контекст признания травмы и рефлексии над ней. Или хотя бы просто скажем: повторяться этому не нужно). Чтобы вспомнить, что в мире есть картины и темы, которые выбьют чувства даже из того, кто ходит на ужастики и хрустит во время просмотра попкорном. Не сочтите за вызов, хотя если вам удастся есть во время этой картины – снимаю шляпу перед вашей психикой. Или аппетитом.

В центре сюжета юноша со взрослым лицом. Алексею Кравченко было 13 лет, когда начались съёмки. Во время съёмочного процесса применялся гипноз. Актёрам читали книгу Адамовича, Брыля и Колесника «Я из огненной деревни», там рассказывается о том, как деревни буквально выжигали вместе с людьми.

Взрослое детское лицо наравне с бесконечным шумом, музыкой Шнитке, сиплыми голосами и даже речью задают разрывающее настроение. Разрывает потому, что каждая сцена переливается как нефтяная плёнка – то смешно, то страшно. То есть сначала через смех ты веришь в ситуацию и героев, признаёшь их настоящими и сочувствуешь. А потом с ними происходит то, что происходило в Беларуси в 1943 году.

Дети, как это им свойственно, очень серьёзно относятся к своим занятиям. Попробуй только случайно сломать их куличик или не тот фломастер дать. Но когда дело, которым занимается ребёнок, не детское (и вообще не человеческое), становится жутко. Когда вместо куличиков они копают песок в поисках вещей покойников. И это ещё мирное занятие, во время которого мальчишки дурачатся.

Ужасное чувство, когда не понимаешь, что происходит: то ли герой застрял в земле, то ли у него припадок. Потом оказывается, что это он так трудился, чтобы достать из мокрого песка ружьё, без него в партизаны не примут. Ощущение от такой неопределённости словно в эмоции вставляют домкрат и крутят-крутят-крутят. Это, наверно, действительно расширяет душу, но как бы не порвать.

Есть у меня один лайфхак (рецепт такой): когда ощущаю себя глыбой, не способной ни на какие чувства, или когда чувств так много, что они не могут выйти, – пересматриваю «Жить» Сигарева. Всегда пробивает. Но с «Иди и смотри»... перебор. Оно, конечно, пробьёт, но, боюсь, насквозь. Дело в том, что Василий Сигарев – гениальный драматург и режиссёр, он рассказывает истории, из которых он вырос, которые сформировали его как личность (или сопротивляясь которым он стал тем, кем стал). С Элемом Климовым ситуация другая, потому что он снимал кино про травму, сидящую не только в нём (Климов родился в 1933 году и помнил войну и бомбардировки). Он снял кино про события, произошедшие с целыми народами.

Пересматривать такое кино вдвойне страшно, потому что память – штука такая – что-то раздует, а что-то сжуёт. И вроде знакомая картина становится минным полем, а память от предыдущего просмотра – неточной картой, которой и воспользоваться нельзя, но и выкинуть не получается. Если смотреть впервые, на большом экране, в 2021 году, то есть возможность прикоснуться к Второй мировой войне. Или к феномену шуток в смертельно опасных ситуациях. Или, наконец, к классике кино, где каждый шорох отзывается внутри. Прикоснуться можно ко многому, главное – не обуглиться.

Смотреть фильм или нет – вопрос ресурса. Эмоционального, интеллектуального и даже физического. Ресурса размышлять над неразрешимым. Здорово, если вам удастся освоить эту картину как коан (буддийская головоломка, не имеющая логического решения, например хлопок одной ладонью). Признаюсь, я не смогла досмотреть второй раз до конца «Иди и смотри».

Злата Харькова, студентка ИСИ

Тэги: Злата Харькова Элем Климов
Обсудить в группе Telegram

Злата Харькова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Не досмотрели

    22.06.2021
  • Светлый ужас

    18.05.2021
  • «Возьми на радость из моих ладоней»

    21.04.2021
  • Помогите смеяться над болью

    07.04.2021
  • Бесконечный Новый год

    02.03.2021
  • Не досмотрели

    59 голосов
  • Ленинградец

    47 голосов
  • Помогите смеяться над болью

    12 голосов
  • Американский аборт

    9 голосов
  • Бесконечный Новый год

    8 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS