Существует немало концепций воспитания и отбора управленческой и профессиональной элиты. Все они фантастичны. Реальность, как правило, опровергает теорию – и опытные руководители скептически относятся к брошюрам в ярких обложках, в которых мудрецы с американскими фамилиями авторитетно размышляют о лидерстве и профессиональном росте. В Советском Союзе тоже не удалось открыть тайну вечного двигателя «кадров, которые решают всё». Смена поколений на капитанских мостиках происходила болезненно и зачастую запоздало. При этом существовал могущественный департамент, который за эту смену отвечал – ЦК ВЛКСМ. И БАМ, ставший главной комсомольской стройкой последнего 20-летия истории СССР, должен был вырастить смену сталинским выдвиженцам с фронтовым опытом, которые в конце 1970-х один за другим справляли 60-летние юбилеи. И ведь могло получиться! Великая стройка требовала от молодых руководителей разнообразных знаний и навыков. Это и умение вникать в научную повестку дня, и навыки общения с рабочими, инженерами, военными, чиновниками… Умение работать в срок, отстаивать свою правду, отчитываться, рапортовать, награждать и увольнять, жертвовать малым во имя главного…
Дмитрий Филиппов
Первым по праву можно упомянуть Дмитрия Николаевича Филиппова – легендарного руководителя штаба строительства БАМа. В 1974 году он стал не только секретарём ЦК ВЛКСМ, но и вошёл в президиум Совета Министров СССР. Он был лицом БАМа, душой строительства, но не чурался и черновой работы. Энергии хватало на всё. Он умел учиться. «На моих глазах шла битва за умную экономику. Я видел, как бились люди, которых сегодня пытаются представить дураками. А это были очень умные люди, профессионалы своего дела, люди высококвалифицированные. Я скажу, что таких, как Косыгин, я больше никогда не видел. Этот человек – явление в нашем государстве. Он знал, в каком амбаре у него какой гвоздь лежит, вот так он знал союзное хозяйство. Ныне ни в правительстве, ни в ближайшем его окружении таких, как он, нет», – вспоминал Филиппов во времена, когда необходимость БАМа подвергалась сомнениям.
На Филиппова, будучи лидером державы, обратил внимание Юрий Андропов. Молодой управленец стал секретарём одного из ленинградских райкомов, в нём видели будущего главу «колыбели революции».
Будущее страны такие люди, как Филиппов, связывали с наукой и техникой, с развитием производства, с укреплением армии, с освоением Восточной Сибири и Дальнего Востока, со строительством железных дорог. Они готовы были вывести сверхдержаву на новый уровень – и на БАМ в этом смысле возлагались вполне просчитанные надежды.
Но оказалось, что будущее принадлежит демагогам и авантюристам. Филиппов оставался востребованным и в эпоху «бизнеса по-русски» – как профессионал, как опытный и энергичный руководитель. Но к кормилу власти таких не подпускали, да и его политические воззрения не соответствовали канонам девяностых. Он публично критиковал ельцинские реформы, едва не превратившие промышленную сверхдержаву в пустыню.
Филиппов оставался притягательной личностью. Все, кто работал на магистрали, навсегда запомнили этого дельного, компетентного руководителя. Он умел держать слово. Это на больших стройках ценят высоко. Штаб Филиппова работал без выходных и праздников, а он, комсомольский вожак, умело находил общий язык и с рабочими, и с чиновниками высокого ранга.
Бригада золотого звена
Сегодня трудно поверить, что в годы строительства БАМа имена Героев Труда становились известными на всю страну. Одним из таких героев стал бригадир-ударник Александр Васильевич Бондарь, работавший на БАМе с весны 1974 года. Первое задание бригады Бондаря – прорубить просеку для магистрали. В посёлке Кичера они построили себе дома, а улицу назвали Театральной. И не только потому, что это красивое, звучное слово. Дело в том, что в бригаде Бондаря трудился театральный режиссёр Анатолий Байков. В свободные часы рабочие ухитрялись репетировать пьесы. Байков ставил «Молодую гвардию» и «Заседание парткома», играли в его народном театре и «Город на заре». К финалу пьесы Алексея Арбузова Байков добавил собственный монолог – о строительстве БАМа. Драматург не протестовал. Эта сценическая история выглядит фантастично, но такова была бригада Бондаря – одна из самых дружных на магистрали. Это был настоящий коллектив. В нервной, насупленной атмосфере они вряд ли сумели бы преодолеть тайгу.
В августе 1984 года на участке Таксимо–Витим комсомольская бригада Бондаря установила мировой рекорд скорости укладки железнодорожного полотна: 5400 метров за сутки. Это достижение никто не превзошёл до сих пор. Работать приходилось и в жару, и в стужу, а едва ли не главным препятствием для монтёров пути оказалась неумолимая таёжная мошкара.
29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта в Читинской области в 10 часов 10 минут по московскому времени сомкнулись рельсы «золотого звена» БАМа. Это было рукопожатие бригад, шедших навстречу друг другу почти 10 лет. Для этого дела, конечно, выбрали самых надёжных.
Поэт Владимир Гузий, работавший в бригаде Бондаря, писал:
Но когда оркестры громом брызнут,
Я пойму, что в ливнях и в пыли
Лучшую дорогу нашей жизни
Мы с тобою полностью прошли…
Это событие той осенью стало центральным для всех советских СМИ. На телеэкранах мелькали деловитые лица монтёров из бригад Бондаря и Ивана Варшавского. Всех ждали государственные награды, политые трудовым потом. Только Анатолий Байков не дожил до «золотого звена». В 33 года он ушёл от неизлечимой болезни. Товарищи о нём не забывали. На путеукладчике был установлен портрет Байкова с надписью «Мы пришли к этой стыковке, Толя!». Его именем названы улицы в бамовских посёлках.
Бригада Героя Социалистического Труда Бондаря предложила идею памятника, который установлен на месте той исторической стыковки: два пересекающихся рельсовых звена, к которым прибиты таблички с названиями станций Западного и Восточного участков, которые сошлись на станции Балбухта. Этот монумент строители БАМа создавали своими руками.
В 2011 году Александр Васильевич Бондарь командовал укладкой «золотого звена» Амуро-Якутской железной дороги. Он по-прежнему в строю. Александр Васильевич уверен, что бамовские традиции не только необходимо, но и можно возродить. Но для этого большие стройки должны снова стать всенародным делом: «Надо несколько поменять политику СМИ. Побольше воспевать труд, побольше воспевать тех, кто работает». Но в современных условиях это непростая задача. Пока мы видим только проблески возрождения.
Несколько лет назад в России было восстановлено почётное звание «Герой Труда». Снова первомайским днём в Кремле вручают награды тем, кто умеет трудиться. Оказалось, что благородное звание не устарело.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»