С инициативой тогда выступил известный писатель, публицист Михаил Кольцов. В эпоху великого перелома его имя гремело не только в первой стране социализма, но и за её пределами. В октябре 1932 года «Правда» напечатала статью «первого журналиста СССР», в которой Кольцов предложил создать чудо-самолёт в честь гения социалистического реализма. Идея была одобрена на самом верху и стала искрой, из которой очень скоро возгорелось пропагандистское пламя. Газеты восторженно писали о всенародном порыве, который должен увенчаться триумфом советской авиации. Возник сначала всесоюзный комитет по постройке самолёта-гиганта, а затем и сотни его филиалов на местах.
Перед комитетом стояла грандиозная задача – собрать шесть миллионов рублей. При этом десятая часть этой суммы была встречным планом земляков «буревестника революции», лишь недавно превратившихся из нижегородцев в горьковчан. В кампанию по сбору средств включилась вся партийно-бюрократическая вертикаль – от заводского парторга до первых лиц руководства края. На заводах, фабриках, в колхозах, творческих и армейских коллективах объявлялось честью и вменялось в обязанность вносить деньги по подписным листам, той же цели подчинялись субботники, сверхплановые посевы, платные лекции.
Правда, энтузиазма поначалу не последовало, рядовой люд не спешил расстаться с трудовой копейкой. И тогда газеты запестрели воинственными заголовками. «В Кулебакском районе никакой работы не ведётся», – сообщал орган краевого комитета ВКП(б). «Горьковской коммуне» вторили «Новая Балахна», «Арзамасская правда» и другие районки и многотиражки, дружно забившие тревогу о том, что на предприятиях сбор не развёрнут, а на селе о нём и вовсе мало кто знает. «Сколько ни перелистывай январские страницы районной печати, – итожил рупор крайкома, – в подавляющем большинстве газет не найдёшь о самолёте ни слова». Но мало-помалу нажим приносил плоды. В Шахунье, например, сотрудники типографии собрали 100 рублей, а колхозы «Смычка» и «Показательный путь» обязались сеять на агитсамолёт по одному гектару льна; местные милиционеры отчислили трёхдневный заработок. Кампания набирала мощь, и очень скоро необходимая сумма была собрана.
Самолёт АНТ-20 по проекту Туполева был построен всего за восемь месяцев. 17 июня 1934 года «Максим Горький» впервые поднялся в воздух. «Чудесная машина», – оценил её лётчик-испытатель Громов. Были и другие полёты, и ничто не предвещало несчастья. Трагедия случилась около года спустя, когда решили прокатить на самолёте ударников его постройки. На борт взошли 36 человек: рабочие, спецы, их дети.
Из сообщения ТАСС: «18 мая 1935 года в 12 час. 45 мин. в гор. Москве в районе Центрального аэродрома произошла катастрофа с самолётом «Максим Горький». В полёте на высоте 700 метров, сообщал корреспондент ТАСС, самолёт-гигант сопровождали двухместный Р-5 с оператором киносъёмки и тренировочный И-5 с пилотом Благиным. Вдруг последний, несмотря на запрет, стал совершать фигуры высшего пилотажа и при выходе из мёртвой петли ударил в крыло самолёта «Максим Горький», вследствие чего тот распался в воздухе и частями упал на землю.
Самолёт «Максим Горький» был поистине уникален по своим характеристикам: 8 моторов, размах крыла 63 метра, взлётный вес 63 тонны, возможность взять на борт 72 человека. Агитсамолёт имел на борту типографию, печатающую 10 000 листовок в час, радиостанцию, фотолабораторию, библиотеку, киноустановку, электро- и телефонную станции, в пассажирских отсеках – каюты общей площадью 100 квадратных метров, ковры, туалет.
Видимо, не судьба была «буревестнику» в его новой ипостаси – авиационной – стать летающей легендой. Хотя самолёт модели АНТ всё же вскоре прославил СССР. Новая крылатая птица с надписью на борту «Сталинский маршрут» с экипажем, возглавляемым уроженцем Нижегородской губернии блистательным Валерием Чкаловым, установит немало мировых рекордов. Совершая сверхдальние, в экстремальных условиях, беспосадочные перелёты, чкаловский самолёт АНТ-25, стартовавший с подмосковного аэродрома, достигнет сначала Дальнего Востока (остров Удд), а затем – через суровый Северный полюс – города Ванкувер в США. За этими полётами будет затаив дыхание следить весь мир. Гордая и кичливая своими техническими достижениями Америка объявит Валерия Чкалова едва ли не национальным героем. Ну а на родине имя великого аса присвоят городу. Валерий Чкалов станет гордостью отечественной авиации, и его подвиги заставят мир забыть об ужасной трагедии «Максима Горького».
Как известно, лётчики – народ очень суеверный. Как, впрочем, и все имеющие отношение к авиации – от персонала аэропортов до пассажиров воздушных лайнеров. Тем, кто что-либо слышал или читал про катастрофу, случившуюся с самолётом-гигантом «Максим Горький», вряд ли придётся по душе задумка назвать тем же несчастливым для воздушных полётов именем международный аэропорт. Возможно, они скажут, пусть уж лучше имя нашего дорогого Алексея Максимовича украшает станции метро, улицы, площади, театры, библиотеки, кафе и пароходы. Тут всё проверено временем.
Станислав СМИРНОВ, НИЖНИЙ НОВГОРОД