Перейти к содержанию
  Среда 27 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.

Как бы «Ревизор»

Кабыш Инна Кабыш Инна — 01 января 2007

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Я повела детей в театр. На «Ревизора». «Святое дело!» – скажете вы. Я тоже так думала... 

Вот в зале погас свет. На сцене поднялся занавес. Начался спектакль. Надо сказать, что к подобным культпоходам я своих учеников тщательно готовлю. В данном случае заставила всех прочитать текст, потом в течение нескольких уроков мы его анализировали (на таких уроках я использовала и репродукции, и видеофрагменты из старого (с Папановым и Мироновым) спектакля Театра Сатиры. Так что наше посещение Театра имени Пушкина (а именно о его спектакле речь) задумывалось мною как финальный аккорд, как праздник. 

Но праздника не получилось. Ещё по ходу первого действия я поймала себя на том, что артисты существуют не внутри образа, а по касательной к нему, не проживают роль, а обозначают её... 

– А почему судья не сказал, что он берёт взятки борзыми щенками? – спросил меня в антракте не самый читающий ученик моего класса.
– А почему не было немой сцены? – хором удивились другие мои восьмиклассники, когда занавес закрылся. 

Что я могла ответить? Что, очевидно, артисты, и в первую очередь режиссёр, не желая «грузить» зрителя (ведь зритель – это, как известно, касса), максимально упростили комедию, урезали текст, придали ему «лёгкости необыкновенной», словом, поставили как бы «Ревизора». 

А между тем как бы – это не просто слово-паразит, как, например, «значит» или (да простят меня читатели «ЛГ»!) «бля». Как бы – это стиль, это, я бы даже сказала, целая философия. Говорим на уроке о «Капитанской дочке». 

– Каким явил себя Пётр Гринёв во время мятежа? – спрашиваю я своих учеников.
– Ну… как бы благородным, – отвечает мне Петя М.
– А по-моему, как бы благородным был Швабрин, – возражаю я, – а Гринёв оказался действительно благородным.

Мой ученик не понимает, в чём фишка: не чувствует, что его «как бы» сводит на нет слово, идущее за ним: как бы благородный – это не благородный, а лишь выдающий себя за такового. Но мой ученик не чувствует разницы. 

Да что ученик! Пытаюсь объяснить родительнице, что ребёнка нужно не только кормить-одевать, но и общаться с ним, жить его жизнью. «Да я как бы живу!..» – недоумевает мамаша. «Как бы...» – с грустью думаю я. 

На мой взгляд, слово «как бы» удивительно точно выражает мироощущение современного человека, в котором ничто не равно себе, всё зыбко, приблизительно, относительно. Как бы добро. Как бы зло. Как бы жизнь. Как бы искусство. 

Кстати, об искусстве. Прошлым летом я была в Карабихе на ежегодном Некрасовском празднике. Когда праздник закончился, мы с работниками музея, как говорится, за круглым столом обсуждали: что удалось, что нет. 

– А почему вы разрешаете читать со сцены откровенным графоманам? – поинтересовалась я.
– Да разве в эпоху постмодернизма могут быть какие-либо критерии в искусстве? – искренне удивилась одна из научных сотрудниц музея (заметьте, не ученица 8-го класса, не домохозяйка). – Ну пишут люди как бы стихи… 

Признаюсь, мне стало не по себе. И страшнее всего то, что пресловутое «как бы» не является принадлежностью какой-либо возрастной или социальной группы граждан (молодёжи или зэков, например) – это явление мировое: известно, что и в современном английском есть его аналог – «if as», и в европейских языках. 

В чём же суть слова, словно эпидемия, охватившего мир? На мой взгляд, в некоем общем на сегодняшний день стремлении людей к облегчённому существованию, несосредоточенности на том или ином явлении, стёртости критериев. Согласитесь, что как бы добро – это уже не добро, а как бы зло – не зло: все понятия лишились своей определённости, не побоюсь этого слова, категоричности, а потому их все легко свалить в одну кучу. «Всё в мире относительно» – вот что стоит за словом «как бы». 

Времена, когда явления маркировались только двумя цветами – чёрным и белым (например, социализм – это хорошо, а капитализм – это плохо), прошли. И это хорошо. Но если про тот же капитализм действительно трудно (хотя всё легче!) сказать однозначно, то ведь остались же в нашей жизни вещи однозначные безусловно, без всяких «как бы».

В том-то и дело, что обрушение одних категорий повлекло за собой обрушение всех: всё смешалось в доме Облонских – это воистину о нас. Люди так легко подсели на как бы (не только слово, но и мировоззрение), потому что так проще. Как оказалось, рыба ищет где глубже, а человек – где проще: согласитесь, быть, например, честным гораздо труднее, чем как бы честным.
Очень жаль, что «какбизмом» заразилась сама, а потом соблазнила малых сих и наша творческая интеллигенция: журналисты (в особенности теле-), актёры, писатели. А знаете, в чьей речи это слово (а стало быть, и всё, что за ним стоит) отсутствует напрочь? В речи церковнослужителей. Недавно я была свидетельницей двухчасовой беседы одного священника с группой молодёжи. Сложилось так, что говорить в основном пришлось отцу Димитрию. Я была поражена (кроме всего прочего): за два часа ни одного как бы! Абсолютный рекорд по нынешним временам. «Почему бы это?» – подумала я. Да потому, что если есть Бог, то есть и всё остальное: добро, зло, красота, истина. Бог структурирует мир, сообщая всему в нём высокую однозначность. 

И мне вдруг стало ясно, что «как бы» – это не просто знак языка, это знак беды: знак обезбоженности современного мира. Один герой Достоевского, как известно, утверждал, что «если Бога нет, всё позволено». Это в контексте парадоксальное выражение нынче звучит как совершенно логичное: если нет абсолюта, всё становится относительным. Ведь если даже самое страшное зло при помощи волшебного слова «как бы» перестаёт быть таковым, то почему бы себе его не позволить?

10

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты