Сергей Князев
Знаменитый отечественный футболист, тренер и спортивный руководитель Никита Павлович Симонян (1926–2025), как известно, ушел из жизни несколько недель назад на сотом году. Очевидно, что выход посвященного ему фильма «Золотой дубль» планировалось осуществить в юбилейный для героя год, что и произошло.
Понятно, что его долгую и, по всей видимости, счастливую жизнь нелегко упаковать в два часа экранного времени, и темой кино был выбран самый, пожалуй, удачный отрезок его профессиональной биографии – 1973 год, когда ереванский «Арарат», возглавляемый Никитой Симоняном, стал чемпионом страны и взял Кубок СССР.
Итак, начало 1973-го. Никиту Симоняна убеждают переехать из Москвы в Ереван и стать старшим тренером «Арарата». (В фильме почему-то говорят: «главный» - не было тогда главных тренеров, только старшие). Команда нового старшего/главного тренера поначалу не принимает: он при всей своей интеллигентности, деликатности и внешней мягкости, довольно строг в бытовом плане и нетерпим к местным милым обычаям – вроде уезжать со сборов, не спросясь, на семейные праздники. А кроме того, как уже потом узнает Симонян, его предшественника, пользовавшегося безусловным авторитетом в команде, убрали довольно некрасиво (актер Константин Юшкевич).
Но наш герой не сдается и шокирует публику своими планами на сезон: «Арарат» будет бороться за чемпионство и Кубок. Симонян завоевывает уважение команды, любовь болельщиков... Ну и побеждает, естественно, всем на радость.
К чему всё идет, понятно, спойлер уже в названии и анонсах, и интрига не в том, выиграет или нет, а как именно он это сделает, благодаря чему.
Герой Егора Бероева – нетипичный тренер: спокойный, совершенно не властный, ни на кого не орет, даже матом не ругается… «Знаешь, – пересказывает байку один футболист «Арарата» другому, – когда Симоняна однажды сбили на поле, чуть ноги не оторвали в подкате, так он встал и только сказал: «Ну зачем же вы так?»
И армянин далекий от стереотипного образа: замкнутый, сдержанный, малообщительный…
Коллизия «свой среди чужих, чужой среди своих», как известно, весьма перспективна в драматургическом отношении. Но здесь этот потенциал не реализован в полной мере. Может быть, потому что хотели сделать драму-драму, хотя материал располагает скорее к доброй комедии в духе Данелии.
К сожалению, в сценарии практически не прописана биография реального Симоняна, тот бэкграунд, который, как можно понять, и играет в подтексте Егор Бероев: родился в Армавире, вырос в Абхазии, с 20 лет в Москве, все свои титулы взял с московским «Спартаком». Данное при рождении армянское имя «Мкртич» заменил на русское «Никита»… Армянин по крови, но ни разу не кавказец по характеру и образу жизни, потерявший, как сказали бы при советской власти, связи с родиной. Понятно, что с таким прошлым начинать новый этап жизни в Армении, непросто, но Никита Павлович всё преодолевает благодаря мудрости, терпению и безупречной порядочности.
Никита Симонян в фильме это такой микст марсианина и князя Мышкина. К сожалению, ближайшее его окружение в фильме не прописано вовсе. Кто его друзья и есть ли они у него – кроме дамы сердца? (А как не быть друзьям при таком статусе и прекрасных качествах? Каждый был бы счастлив дружить с таким мужчиной.) Живы ли родители? Что там с детьми и семьей? (Сорок семь лет человеку, вообще-то.) На другой планете все остались, что ли?
Положительно прекрасный человек: отшельник, подвижник, чудотворец даже, но не святой, не святой: любит замужнюю женщину (Ксения Алферова) и заглядывается на юную журналистку (Софья Донианц), которая к нему откровенно неравнодушна. Но в данном контексте, согласитесь, это вполне извинительно. И при этом принципиален и смел: когда киевские гопники (привет повесточке) в столице Украины наезжают на него: мол, кричи «”Динамо” чемпион», иначе наваляем; – он отказывается и бесстрашно вступает в драку – к счастью, прибегают из гостиницы игроки «Арарата» и отбивают своего тренера. Как сказано в фильме «На войне как на войне», «а командир наш – ничего, не из трусливых».
Лейт-тема фильма – противостояние маленькой, но гордой Армении – Украине, мощнейшей в футбольном, а также административном, финансовом и не в последнюю очередь коррупционном отношении республике, у которой пять команд играет только в высшей лиге чемпионата СССР, – а у Армении один «Арарат» почти исключительно со своими воспитанниками. Фэйр-плей и баланс сил в какой-то момент вынужден обеспечивать целый маршал Гречко, министр обороны Советского Союза (Сергей Шакуров), который, отвлекаясь от противостояния проискам блока НАТО, говорит помощнику:
– Ты передай им (игрокам ЦСКА), что если они сдадут матч киевскому «Динамо», отправятся играть в футбол самый дальний гарнизон в Сибири.
(Киев и НАТО – привет повесточке-2).
Но проблема в том, что отдельные эпизоды, даже весьма удачные и смешные (как этот, например), не складываются в общую историю.
При общей драматургической неустроенности произведения его спасает кастинг. Реальный Симонян был ростом 172, а Егор Бероев не затерялся бы не только на футбольном поле, но и на баскетбольной площадке. Ну и что? В данном случае антропометрическая точность не так важна. В отличие от, скажем, случая, когда у капитана команды (Арман Навасардян) килограммов двадцать лишнего веса, и в реальной жизни он не выдержал бы и пяти минут в матче высшей лиги …
Зато перед нами большое количество практически неизвестных отечественной публике и при этом отличных: техничных, профессиональных, обаятельных, колоритных, – актеров. Это всё в высшей степени камеропригодные красавцы и красавицы, сколько можно понять, работающие в театрах и на киностудиях Армении. Это, наверное, самая большая удача фильма. Спасибо Никиту Павловичу Симоняну, царствие ему небесное, уверен, сейчас всем им благодаря ему посыплются предложения от больших проектов.
И видно, что трудились люди с удовольствием, от души, не ради денег, а в полном соответствии с формулой персонажа Фрунзика Мкртчяна из фильма «Мимино»: «Ему будет приятно. Когда ему будет приятно – я буду чувствовать, что мне тоже приятно. Когда мне будет приятно – я так довезу, что тебе тоже будет приятно! А ты говоришь: “Прямо”...»
Очень надеюсь, что герой фильма успел его посмотреть – ну или хотя бы часть отснятого материала. Уверен, ему было приятно.
С одной стороны — это трогательная и искренняя попытка создать памятник великому человеку, которую спасают прекрасные актёры и атмосфера. С другой стороны – упущенная возможность создать глубокую вещь о внутренних конфликтах, национальной идентичности и цене успеха.
Но это не столь важно, если видеть здесь не столько произведение киноискусства, сколько акт любви и памяти.
Ни одного плохого слова про Симоняна я не читал и не слышал. Однажды довелось поговорить несколько минут, и свидетельствую: это был человек невероятного обаяния, прямо-таки излучавший добро и благородство, ничуть специально не стараясь. Видимо, и вправду, это был очень, очень хороший человек, что в жизни бывает крайне редко, а в спорте с его конкурентной средой и политическими нюансами не бывает почти никогда. Ну как такому не сделать памятник в виде кино?
Судя по благодарственным титрам, большое количество небедных армян скинулось на подарок своему выдающемуся современнику, подарившему соотечественникам много радости больше полувека назад. Не случайно в финале звучит пахмутовско-добронравовская песня «Как молоды мы были,» в исполнении Александра Градского. А еще больше кинематографистов с армянскими фамилиями подарок этот изготовили. Благородно. Такая получилась поздравительная открытка ценой в десятки миллионов. А что получилась не больно-то «прямо» – ну, любили как умели.
В конце концов судить нас будут не только по результатам, но и по нашим помышлениям и намерениям сердечным.