Вероника Крашенинникова,
политический аналитик, исследователь
«Венгрия добилась своего» – под такими победными заголовками выходили статьи о визите премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в Вашингтон 7 ноября. «Дональд Трамп разрешил Будапешту закупать нефть и газ у России», – сообщают российские СМИ. А ещё Трамп снял санкции с АЭС «Пакш-2», строительство которой Росатомом стартовало тремя днями ранее. Спасибо нашему другу Дональду!
До какого состояния дошли международные отношения и часть российского сознания, чтобы фразу «Дональд Трамп разрешил Будапешту закупать нефть и газ у России» можно было писать без всяких оговорок – без удивления или без более уместного возмущения. «Разрешение» Трампа потребовалось потому, что 22 октября он ввёл жёсткие санкции против «Лукойла», Роснефти и 34 их дочерних компаний (до того действовали «более мягкие» секторальные санкции). Это прямой удар по покупателям в Европе – тому, что от них осталось, по Китаю и Индии.
Насколько щедрый подарок сделал президент США главной опоре трампизма в Европе Орбану? «Один из самых уважаемых людей, его называют сильной рукой», – говорил про него Трамп. Для маленькой Венгрии подарок существенный, почти 30% всего потребления. Для «Лукойла» 14 млн баррелей поставок Венгрии в год – это менее 9 дней от общих поставок (по данным Forbes, в 2024 м «Лукойл» поставлял около 1,6 млн баррелей нефти в сутки). А для США этот объём составляет один день добычи (13,2 млн баррелей в сутки).
Трамп в «искусстве сделки» себя не обделит. Что он взял с Орбана за этот скромный подарок, ничего ему не стоивший (сам наложил запрет, сам сделал маленькое исключение)? Оказывается, разрешение действует лишь год, более того, Будапешт закупит у США сжиженного газа на 600 млн долларов. И ядерное топливо для АЭС российской постройки закупит тоже у США на 114 млн долларов. Оптимисты могут надеяться, что Орбан сможет отвертеться от обещаний, но это не точно.
Вот такие условия получают идеологические союзники – точнее, подпевалы – МАГА, консерваторы и проверенные сторонники традиционных ценностей, как Орбан. При всех «общих ценностях» платить гегемону нужно больше. У Орбана к тому же в апреле 2026 го выборы, и не факт, что удастся продлить 15 летнее правление страной. Вице-президент Вэнс в феврале на Мюнхенской конференции по безопасности обещал усилить «консерваторов» в Европе. Раньше у нас это называлось вмешательством Вашингтона в выборы и внутренние дела других стран.
В тот же день президент Трамп сделал яркий идеологический жест: учредил «Неделю антикоммунизма», разразившись «Прокламацией», в которой объявил коммунизм «доктриной зла». К коммунистам Трамп относит всех, кто левее его крайне правой позиции, и тем более политических оппонентов. В истории он не силён, и дату Октябрьской социалистической революции в России ему, вероятно, подсказали – антикоммунизм в США явление старое. Но более важной причиной нового витка стала победа на выборах в мэры Нью-Йорка левого социал-демократа Зохрана Мамдани, который обошёл союзников Трампа, несмотря на их огромные деньги, и обещает сделать город доступным для всех ньюйоркцев, а не только миллиардеров.
«Доктрину зла» Трамп обозначил с видом на выборы в конгресс через год, придав антикоммунизму религиозного фанатизма. И, глядишь, «добро» в лице Трампа, «ниспосланного Всевышним», примется спасать и США, и весь мир – ведь «злу» нужно сопротивляться силою.