Известный политолог Сергей Караганов во многих своих статьях и исследованиях призывает как можно скорее начать «сибиризацию России», поместить в центр отечественного мироощущения освоение этого региона. По мнению эксперта, это позволит нам вернуться «к себе настоящим». Караганов не призывает полностью отказаться от европейской культуры, безусловно, оказавшей влияние на становление художественной культуры в России. Однако, как сообщает ТАСС, он подчёркивает, что «в Сибири самый сильный национальный русский характер – самостоятельный, открытый, не заражённый ни восточными, ни западными влияниями, но при этом и не отвергающий, открытый миру. Это самое лучшее, что есть в России». Его идеи, связанные с «сибиризацией» нашей страны, нашли отклик у постоянного автора «ЛГ», писателя, вице-президента Русского ПЕН-центра Евгения Попова.
Евгений Попов
Я только о литературе и культуре, я политикой не занимаюсь. Мне 79 лет. Я родился в бардаке, всю жизнь прожил в бардаке, в бардаке и помру, скорее всего, хотя Россия – великая страна, и не только потому, что она моя родина. А другой у меня нет, да мне и не надо.
Мне лично уже ничего не нужно. У меня есть старость, известность, награды и необходимое мне количество денег для существования.
Я просто хотел бы информировать коллег, что почти на 100% поддерживаю мнение политолога, экономиста, доктора исторических наук Сергея Караганова о развитии России, изложенное в его статье «Европа: недоброе расставание» и других материалах, посвящённых «СИБИРИЗАЦИИ РОССИИ».
Я тоже считаю, что это, пожалуй, единственный выход для возрождения нашей уникальной страны, где, по словам моего старшего друга, товарища и брата Василия Аксёнова, приведённым сорок с лишним лет назад в послесловии к моей первой книге «Веселие Руси», вершится подлинная, а не придуманная советскими беллетристами «жизнь современного русского народа со всеми её отчётливыми мерзостями и таинственными воспарениями». Замечу для ясности, что вторым моим «гуру» является Василий Шукшин, ведь двух этих классиков современной русской литературы при жизни пытались столкнуть лбами литературные дурачки, растворившиеся во времени, а то и в пространстве.
И я знаю многих реальных людей, которые ДЕЛО ДЕЛАЮТ, а не разводят бла-бла-бла во имя, выскажусь политкорректно, неизвестно чего.
В маленьком сибирском Минусинске энтузиасты во главе с Сергеем Ошаровым создали культурный центр, издательство. Выпускают альманах «ЕНИСЕЙСКАЯ СИБИРЬ», где сотрудничают литераторы Красноярского края, Тувы и Хакасии. Печатают хорошие современные книги. Много лет успешно работает известный далеко за пределами Сибири драматический театр, где начинал свою карьеру ныне очень профессиональный прозаик Роман Сенчин.
В Челябинске мой ученик Алексей Куренев, заочник Литературного института, ректором которого, слава Богу, нынче является Алексей Варламов, воссоздал журнал «Южный Урал».
В Екатеринбурге прекрасно издан уникальный красочный толстенный трёхтомник на хорошей бумаге, посвящённый знаменитой на весь мир «Невьянской иконе» и музею этой бесценной русской живописи.
На Алтае тоже кипит жизнь. Журнал «Алтай», Шукшинские чтения и т. д.
В Новосибирске как может выживает старейший русский журнал «Сибирские огни», успешно работает выдающийся поэт Владимир Берязев, который кроме поэзии занимается просветительской деятельностью. Помогает музею крупнейшего русского поэта Павла Васильева, напоминает читателям и слушателям о Леониде Мартынове, сибиряках Антоне Сорокине и Всеволоде Иванове.
Во Владивостоке существует журнал «Рубеж», основанный ещё харбинскими эмигрантами, и на его базе создано оригинальное издательство, которое, на мой взгляд, вполне способно противостоять канувшим идеям однополярного мира и торжества исключительно западного мышления. «Рубеж», возглавляемый широко известным в литературных кругах Александром Колесовым, имеет шанс стать главным литературным журналом Сибири и Дальнего Востока, резко отличающимся от выдохшихся московских и питерских «толстяков». Но он, несомненно, нуждается в идейной и материальной поддержке со стороны власть имущих, ПОНИМАЮЩИХ власть имущих. Там же, во Владивостоке, живёт Василий Авченко, лучший, на мой взгляд, прозаик из нового поколения русских писателей. Дальний Восток знаменит именами Александра Фадеева, Юрия Рытхэу, Олега Куваева, Альберта Мифтахутдинова. Не говоря уже о пребывавших там в неволе Евгении Гинзбург, Юрии Домбровском и Варламе Шаламове.
В Красноярске работали Виктор Астафьев, Роман Солнцев и Эдуард Русаков. Сейчас – Михаил Тарковский, Сергей Задереев, Сергей Кузнечихин. Журнал «Енисей» там существует с незапамятных времён. И, кстати, на территории Красноярского края был написан Владимиром Зазубриным самый первый советский роман «Два мира».
В Екатеринбурге творит всемирно известный кинорежиссёр Алексей Федорченко, автор изысканного псевдодокументального фильма «Первые люди на Луне», ленты о Шукшине и ТРЁХ фильмов по текстам живущего в Казани Дениса Осокина, второго из лучших, на мой взгляд, современного литератора, сопрягающего фольклорные мотивы с ультрамодернистским письмом.
В Улан-Удэ есть значительный прозаик Алексей Гатапов, автор выдающегося романа «Тэмуджин». Его тоже воспитали Сибирь и наша имперская культура, где «несть ни эллина, ни иудея», где существуют кроме Аксёнова, Шукшина и Фазиль Искандер, и Василь Белов, и Рувим Фраерман.
Всё это свидетельствует о богатстве нашей русской культуры, которая не ограничивается центром, югом, западом или пределами московского Садового кольца.
Не тешу себя надеждами о «наилучшем устройстве», однако надеюсь, что НАВЕРХУ понимают – без поддержки ЛЮДЕЙ КУЛЬТУРЫ, а вовсе не сиюминутных политиков и обладателей денежных мешков ситуацию не сдвинешь. Помешают негодные бояре верховного царя, которые уже наделали массу нелепостей, ВРЕДЯЩИХ РОССИИ, которые (нелепости и глупости) читателям «Литературки» и без меня прекрасно известны, не стану «сыпать соль на раны», как поётся в известном шлягере.
Однако не устану повторять, что Россия – великая страна. Увы, человеческая природа и желание ХАПАТЬ неистребимы, о чём, собственно, и повествует вся литература с древнейших времён. Плоть мешает Духу. Думаю, полезнее заниматься своими проблемами, чем горевать о том, как всё сложилось. Я в политику не лезу, ибо считаю: любой, самый говённый писатель лучше любого самого блестящего политика. А я знавал и властвующих, и диссидентствующих. Писатель может политика описать, а политик писателя – нет. У писателя одна идеология – писать как можно лучше. И главные культурные события, на мой взгляд, происходят нынче в бывшей так называемой провинции, а не в окрестностях Кремля или питерской Дворцовой площади. А политики всё хотят переустроить мир, что в принципе невозможно. Идеи просвещённого патриота Караганова о сибиризации России мне близки и подтверждаются моим жизненным опытом. Боюсь, разумеется, что они вряд ли осуществимы при сложившейся обстановке. Но Караганов по крайней мере думает и заботится об этом, что и вызывает мой интерес, переходящий в частичное уважение к его мыслям и личности.