Дао голоса. Голос как ваш инструмент. – М.: Изд. «Добрая книга», 2012. – 320 с. – Тираж не указан.
«Я воспитывалась в традиционной советской семье, – пишет Лариса Соловьёва. – В юном возрасте я получила основательное образование в Ленинградском театральном институте. Работала в театрах «Современник» и МХАТ актрисой. Преподавала сценическую речь в ГИТИСе…» Однако школой К.С. Станиславского и Михаила Чехова она не ограничилась, училась в США по методу Мартин Линклейтер, а затем обратилась к многовековому опыту Китая. Её обучение навыкам речевого общения она считает синтезом русских, западных и восточных методов.
Судя по названию (дао – это по-китайски путь, но не в бытовом, а в философском смысле) и по удельному весу в тексте, восточный компонент в её методике преобладает. Издательство информирует читателя, что среди прошедших курс Ларисы Соловьёвой – известные политики, журналисты, адвокаты и бизнесмены. В книге настойчиво повторяется мысль о том, что её курс поможет каждому, кто стремится овладеть своим голосом и изменить себя и своё место в жизни. Конечно, вроде бы правильно говорится в книге, что «неслучайно всеобщими кумирами становятся актёры с выразительными голосами, умеющие ярко говорить политики, обаятельные телеведущие…». Но в противовес этому сама же автор приводит и такие изречения древнего китайского мудреца, как «Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия». Или такое: «Всё самое правильное и действенное – до банальности просто и кажется примитивным. Но этого не следует бояться. Бояться надо систем и методов, которые настолько сложны и запутаны, что с первого взгляда вызывают недоверие и отвращение. Как правило, они и недейственны, так как природа их надуманна и искусственна…»
Естественность – вот что, по словам Ларисы Соловьёвой, является самым желанным результатом работы над голосом. И с этим нельзя не согласиться. А что касается вышеупомянутых политиков и телеведущих, то каждый из нас, неспециалистов по искусству речи, знает: лживость или искренность для нас гораздо важнее всех ухищрений постановки речи – по русскому, западному или восточному методу. И даже – перейдём на другой уровень – как бы ни влияли на нас хорошо сделанные «обольстительные речи» женщин, о чём также пишет Лариса Соловьёва в своей книге, всё равно рано или поздно туман развеивается, и мы видим и людей, и предметы в истинном свете.
Но, конечно, хотя автор книги «Дао голоса» и преувеличивает, как мне кажется, значение искусства речи в судьбе человека (актёров и телерадиокомментаторов я, естественно, вывожу за скобки), отрицать его важность, разумеется, не следует. И учиться ему, если есть такая возможность, далеко не лишне.