Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Как стать златоустом

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

Лариса Соловьёва. Дао голоса. Голос как ваш инструмент. – М.: Изд. «Добрая книга», 2012. – 320 с. – Тираж не указан.

«Я воспитывалась в традиционной советской семье, – пишет Лариса Соловьёва. – В юном возрасте я получила основательное образование в Ленинградском театральном институте. Работала в театрах «Современник» и МХАТ актрисой. Преподавала сценическую речь в ГИТИСе…» Однако школой К.С. Станиславского и Михаила Чехова она не ограничилась, училась в США по методу Мартин Линклейтер, а затем обратилась к многовековому опыту Китая. Её обучение навыкам речевого общения она считает синтезом русских, западных и восточных методов.

Судя по названию (дао – это по-китайски путь, но не в бытовом, а в философском смысле) и по удельному весу в тексте, восточный компонент в её методике преобладает. Издательство информирует читателя, что среди прошедших курс Ларисы Соловьёвой – извест­ные политики, журналисты, адвокаты и бизнесмены. В книге настойчиво повторяется мысль о том, что её курс поможет каждому, кто стремится овладеть своим голосом и изменить себя и своё место в жизни. Конечно, вроде бы правильно говорится в книге, что «неслучайно всеобщими кумирами становятся актёры с выразительными голосами, умеющие ярко говорить политики, обаятельные телеведущие…». Но в противовес этому сама же автор приводит и такие изречения древнего китайского мудреца, как «Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия». Или такое: «Всё самое правильное и действенное – до банальности просто и кажется примитивным. Но этого не следует бояться. Бояться надо систем и методов, которые настолько сложны и запутаны, что с первого взгляда вызывают недоверие и отвращение. Как правило, они и недейственны, так как природа их надуманна и искусственна…»

Естественность – вот что, по словам Ларисы Соловьёвой, является самым желанным результатом работы над голосом. И с этим нельзя не согласиться. А что касается вышеупомянутых политиков и телеведущих, то каждый из нас, неспециалистов по искусству речи, знает: лживость или искренность для нас гораздо важнее всех ухищрений постановки речи – по русскому, западному или восточному методу. И даже – перейдём на другой уровень – как бы ни влияли на нас хорошо сделанные «обольстительные речи» женщин, о чём также пишет Лариса Соловьёва в своей книге, всё равно рано или поздно туман развеивается, и мы видим и людей, и предметы в истинном свете.

Но, конечно, хотя автор книги «Дао голоса» и преувеличивает, как мне кажется, значение искусства речи в судьбе человека (актёров и телерадиокомментаторов я, естественно, вывожу за скобки), отрицать его важность, разумеется, не следует. И учиться ему, если есть такая возможность, далеко не лишне.

Константин ГРЕКОВ

Обсудить в группе Telegram

Константин Греков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Утопленное оружие

    12.05.2025
  • Кровь для Победы

    10.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS