Уроженка Франции, режиссёр и сценарист Корали Фаржа ворвалась в мир большого кино совсем недавно. Дебют Корали в полнометражном кино случился только в 2017 году, когда вышла её картина «Выжившая», повествующая о девушке, что мстит изнасиловавшим и оставившим её умирать в пустыне мужчинам. Ленту хвалили за качественную техническую сторону и кровавую жанровость, однако и критиковали – в основном за ту же жанровую избитость и нелогичность происходящего.
В 2022‑м Фаржа погрузилась в производство нового проекта в жанре боди-хоррор (ужастик, основанный на изменениях человеческого тела) – «Субстанция». На главные роли режиссёр берёт совсем свежую звезду Маргарет Куолли («Однажды в Голливуде», «Виды доброты»), ветераншу «секс-символизма» Деми Мур и Денниса Куэйда.
Премьера «Субстанции» состоялась в мае 2024 года на Каннском кинофестивале, где фильм получил награду за лучший сценарий. Вот он наконец – фурор. Сюжет о том, как ушедшая в тираж актриса, метаиронично сыгранная Деми Мур, прибегает к использованию некого мистического вещества, чтобы вернуть себе былую красоту и популярность на экранах, впечатляет всех. Вдобавок в отзывах то и дело сверкают имена таких мастеров, как Кроненберг, Кубрик и Линч, которых обильно и без стеснений процитировала «Субстанция».
С одной стороны, соблазнительный информационный шум воистину вдохновляет на просмотр. С другой – бэкграунд картины вызывает недоверие. Приз Канн, конечно, хорошо. Однако мы знаем, что ныне европейские фестивали любят закидывать лаврами далёкое от качества, зато близкое к исковерканной прогрессивной повестке. Тем более что режиссёр является членом объединения по работе над гендерным равенством в киноиндустрии – грех не похвалить. Держим в голове и последний фильм Корали – сюрреалистичный феминистский треш, не встретивший особой популярности. Отсюда напрашивается вопрос: всё ли так радужно с этой вашей «Субстанцией»?
Сексуальный в чувстве меры сексуального, расточительный на едкий гламур, накачанный до излишка отсылками и кивками визуально-технический меташедевр, что лезвиями рехнувшегося на озабоченном эпатаже монтажа, в тандеме с высокой эрогенностью музыкального покрывала и засахаренными планами психопатичной камеры вырезает неизгладимое впечатление знакомства с качеством дефицитного порядка.
Помешанная на треш-кино француженка Корали Фаржа представляет сочетание глянцевого минимализма и эротической выхолощенности с вычурным до рвотного рефлекса топорным ужасом, упивающимся низменными пороками и ноющими болячками созерцателя. Игриво растекающаяся по экрану изжога подтверждает каждое зрительское опасение, неустанно и целенаправленно достигая апогея бескомпромиссного мясницкого абсурда.
«Субстанция» не боится растерять публику вульгарной жанровостью сценарной прогулки и на глазах изобретает свою предсказуемость вплоть до самой концовки, которая побеждает похабным слогом, балансирующим на крайностях. Хоть и не без проблем с тягучей – под финал – режиссурой, которой тяжело остановиться на достигнутом из-за большого желания вновь и вновь ужасать зрителя.
Притом обычно туманящий взор калейдоскоп лихорадки в фильмах категории, которую так обласкивает режиссёр, либо без остатка пережёвывает заявленную достославную суть, либо в целом отбивает последнее желание эту суть потреблять. Однако Фаржа не только по касательной огибает опороченные мотивы, выброшенные на смрадный ветерок сопротивления страшному патриархату, но и отыскивает торжество неуместно позитивной и самобытной в нынешних обстоятельствах социума и индустрии мысли под натиском неуместно чудовищной формы.
Микаэль Оганов