Каждый год первого сентября я предлагаю своим ученикам именно эту тему. И надо заметить, повторяющаяся из года в год тема не надоедает: детям всегда хочется поделиться новыми впечатлениями.
Конечно, формы летнего отдыха у современных детей отличаются от наших (они, к примеру, ездят за границу), но всё же излюбленной, что ни говори, был и остаётся лагерь. Это заложено в природе ребёнка – стремиться к общению со сверстниками, активной деятельности, самореализации. Но нынешний летний сезон принёс так много не просто страшного (как, к примеру, потасовка в лагере «Дон», где к подравшимся подросткам примкнули взрослые), а запредельного: я имею в виду гибель семерых школьников в лагере «Азов» на глазах распивавших на берегу пиво педагогов, – что ком подкатывает к горлу.
Но, как поётся в известной песне, «вспомните, как много есть людей хороших» (да хотя бы работник того же «Азова» 27-летний Виталий Морозов, погибший, спасая детей): хочется рассказать не просто о хорошем, а о во многом уникальном игровом лагере «Кентавр», расположенном на берегу Волги недалеко от Костромы.
И первый напрашивающийся вопрос: что значит «игровой»?
Отвечаю: педагоги лагеря, а это преподаватели, аспиранты и студенты КГУ им. Н.А. Некрасова в содружестве с коллегами московских вузов, ещё в 1993 году (в «нулевые» девяностые!) предложили проводить смены в форме ролевых игр. В частности, нынешнее лето посвящено событиям российской истории, а точнее, четырём векам дома Романовых. На протяжении всей лагерной смены (18 дней) идёт одна большая тематическая игра, но это не значит, что в «Кентавре» не занимаются спортом, не поют, не танцуют: всему находится время и место.
По замыслу организаторов все участники распределяются на три группы: «Центр», «Запад» и «Восток». Первые отстаивают интересы русских боярских родов, городов и монастырей, вторые – интересы Речи Посполитой, Швеции и немецких княжеств, а третьи – Османской империи, Персии и Крымского ханства. Моделируются политические, экономические и культурные аспекты жизни России XVII века, и каждый участник играет ту или иную роль. Понятно, что это помогает, не побоюсь этого слова, чувственно воспринять родную историю (чего стоит, к примеру, бой на деревянных мечах), но кроме этого, как считают организаторы, утоляет жажду юных (туда принимаются подростки от 13 до 19 лет) «в самопознании и самоутверждении, романтике и преодолении, поиске своего места в жизни».
Трудно работать с сегодняшними детьми, кто спорит, они и в школе-то дерутся и хамят, что уж говорить о лагере, куда приезжают, чтобы «оттянуться». Но, как говорил один небезызвестный деятель русской истории, кадры решают всё. Педагогам «Кентавра» (приведём их имена, чтобы страна знала не только тех, кого после этого летнего сезона будут судить за халатное отношение к своим профессиональным обязанностям) – А. Турыгину, И. Наградову, А. Подобину, Б. Куприянову, О. Миновской, Е. Петровой, Т. Козыревой, Л. Ручко, Ю. Виноградовой, Е. Шибалову, Д. Коричину, В. Морозову – удаётся объединить детей в том, что русский философ Фёдоров (правда, по другому поводу) назвал «общим делом». Причём это «дело» сплачивает не только детей между собой, но и детей и взрослых, так что первым некогда «качать права», а вторым пить.
…Темой второго ежегодного сочинения, которую я всегда давала своим ученикам, была «Кем я хочу быть», ведь интересы ребёнка зачастую разительно меняются. Своего вернувшегося из «Кентавра» сына я спросила:
– Ну и кем же ты теперь хочешь быть? Царём? Купцом? Ремесленником?
– Вожатым, – ответил он.
Что ж, хорошее дело. Только трудное. Очень трудное.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
КОД ССЫЛКИ: |