О прошлом и настоящем Грушинского фестиваля наш корреспондент беседует с одним из его отцов-основателей, президентом Самарского областного клуба авторской песни Борисом Кейльманом.
– Борис Рафаилович, как вам удаётся в течение десятилетий сохранять дух и атмосферу праздника? Кто организовывает фестиваль и кто помогает клубу?
– Фестиваль начали друзья Валерия через год после его гибели. В основном это были туристы авиационного и политехнического институтов города Куйбышева. Многих из них уже нет с нами, многие находятся в почтенном возрасте, но идея, как говорится, попала на благодатную почву и нашла своих последователей. Молодой человек, однажды приехавший на Грушинскую поляну, стремится вернуться сюда ещё и ещё. Сейчас среди организаторов – дети и внуки тех, кто начинал фестиваль. Вы знаете, Грушинский – это такая же визитная карточка Самарской земли, как космические корабли и автомобили «Лада». У нас его знают все. Когда мы приходим решать вопросы к кому-либо из большого начальства, нас всегда принимают доброжелательно и стараются помочь. Почему? Потому что эти начальник или начальница хоть раз да были на фестивале или с родителями в детстве, или с будущей женой, или с мужем в студенчестве.
Нам бы очень хотелось, чтобы помощь эта была более существенной, потому что поднимать, несмотря ни на что, такую махину каждый год нам довольно трудно.
– И тем не менее фестиваль живёт и развивается. Это значит, что кто-то и что-то за фестивалем всё-таки стоит.
– Никакие властные структуры за нами не стоят. Все организации, которые подписываются под фестивалем, – организации общественные. Конечно, руководители Самарской области, г. Самары и г. Тольятти в стороне не стоят, но в основном фестиваль финансируется доброхотами, а всю текущую работу по его организации и проведению безвозмездно делают влюблённые в авторскую песню люди.
За многие годы фестиваль превратился в истинно народный праздник, на народные средства он и существует. А за оказываемые услуги мы платим не только коммерческим структурам, но и муниципальным, таким как МЧС, пожарным, полиции и другим.
– Да, не очень весело. Борис Рафаилович, а история с фестивалем-двойником закончилась? Что только не говорили и не писали на эту тему… Мы же всегда, как вы помните, поддерживали вас в вашей борьбе за правое дело.
– Хочется надеяться, что закончилась. Мы выиграли все суды у рейдеров. Сейчас они по крайней мере не могут безнаказанно и нагло называть своё мероприятие Грушинским фестивалем, но, конечно, их действия нанесли огромный вред и нам, и авторской песне.
– Давайте о хорошем. Что-то новенькое и интересное на фестивале будет?
– Программа фестиваля за многие годы устоялась. Обычно новое на фестивале – это новые песни, новые авторы и исполнители, новые друзья. Но на этот раз действительно мы официально проведём новый конкурс: впервые лауреатами Грушинского станут поэты. Художественный совет фестиваля, который возглавляет народный артист России Олег Митяев, ввёл в конкурсную программу поэтическую номинацию. Во-первых, это связано с тем, что основой хорошей авторской песни всегда было поэтическое слово. Очень много песен наши барды пишут на стихи профессиональных поэтов. Да и среди поэтов немало тех, кто исполняет свои стихи под гитарный аккомпанемент. Достаточно упомянуть имена Булата Окуджавы, Александра Городницкого и Юрия Визбора. А во-вторых, патронат «Литературной газеты» и то, что председателем оргкомитета фестиваля стал её главный редактор Юрий Поляков, налагает на нас дополнительную ответственность: жанр авторской песни – это не художественная самодеятельность, а вид искусства.
Будет и ещё кое-что интересное: на фестивальной поляне мы проведём презентации сразу трёх новых книг. Первая из них, написанная замечательным казанским автором, давним нашим другом Валерием Боковым, называется «Живём в одной Галактике». А вторая – это книга избранных стихотворений члена жюри фестиваля Владимира Шемшученко «За три минуты до рассвета». Ну и, наконец, третья – очередной том антологии авторской песни «Гитара времени», подготовленный другом Валерия Грушина Виталием Шабановым. Она называется «Грушинский XXI век». В этой книге даются результаты всех фестивалей, состоявшихся после 2000 года, публикуется более 130 песен, редкие фотографии и документы, проливающие свет на историю возникновения наших фестивалей и личность Валерия Грушина. Особый интерес, думаю, вызовет публикация уточнённого списка лауреатов всех состоявшихся фестивалей.
– Расскажите немного о Валерии Грушине.
– В 60-е годы прошлого века Валера был настоящим самоотверженным пропагандистом зарождавшегося нового жанра. Он был очень опытным туристом, много путешествовал и привозил новые песни со всех уголков страны. В то время во многих городах начинали проводиться фестивали. И он мечтал, чтобы они были и у нас, на Самарской земле. Мы много с ним об этом говорили. Я абсолютно уверен, что если бы он не погиб, наш фестиваль мы бы делали вместе с ним. Только назывался бы он как-то по-другому.
Но всё случилось так, как случилось. Нам же остаётся помнить и высоко нести знамя фестиваля им. Валерия Грушина.
Беседы вёл