Военная драма, снятая режиссёром Войцехом Смажовским, «Волынь» – первая и пока единственная игровая кинокартина, повествующая о трагедии на Волыни в 1943 году. Снята она по мотивам рассказов Станислава Сроковского «Ненависть».
Волынь – область, расположенная на северо-западе нынешней Украины, населённая в основном украинцами и поляками. В 1939 году украинские националисты решают создать независимую Украину и очистить свою землю от поляков. Начинаются «набеги» на польские поселения, с ужасающей жестокостью вырезаются целые семьи. Не жалеют ни стариков, ни детей. Пик всей этой трагедии пришёлся на 1943 год. Тогда, по официальным данным, уничтожено было около 60 тысяч поляков.
Зверства бандеровцев мы видим глазами главной героини – польки Зоси. События развиваются по нарастающей: вот мы на свадьбе её сестры, которая выходит замуж за украинца. Тут же Зосю насильно выдают замуж за старого поляка Мацея, несмотря на её сильную любовь к украинцу Василю. Назревают огромные политические события, а народ хочет спокойно жить, любить, рожать и воспитывать детей, сеять пшеницу и собирать урожай. Но прежняя жизнь осталась позади, началось ужасное: сосед пойдёт на соседа.
Кинематографистам удалось добиться достоверности. На протяжении всего фильма зрителя не покидает ощущение, что все те страшные преступления, а это и насилие над женщинами, и зверские убийства, действительно так и были совершены, что это не актёры играют украинских националистов, а они и есть. Больше всех поражает исполнительница главной роли – Михалина Лабач, ведь именно через историю Зоси мы узнаём о трагических событиях на Волыни. Она, нежная, хрупкая и чистая, была брошена в самый эпицентр страшных событий. При этом девушка проявила огромную силу, мудрость, смелость, чтобы спасти в первую очередь своих детей. Не сопереживать Зосе невозможно, весь фильм находишься в напряжении, вместе с этой польской женщиной плачешь, отчаявшись, и безмерно радуешься, когда она берёт на руки спасённого ребёнка.
В картине натуралистично (может быть, излишне) показана жестокость и кровожадность украинских националистов. Мы видим сожжённые дотла сёла и хутора, разграбленные УПА (Украинская повстанческая армия) колхозы, бесчеловечное насилие бандеровцев над польскими женщинами, варварские убийства младенцев и целых семей.
Войцех Смажовски исследует подлое нутро украинских националистов, опьянённых идеями Дмитрия Донцова, чья извращённая идеология легла в основу политической платформы УПА. Хотя сложно поверить, что реальным действующим лицам Волынской резни было знакомо понятие идеологии, они скорее действовали, руководствуясь первобытным звериным инстинктом – насиловать, убивать, причём безнаказанно.
Феномен безнаказанности пронизывает весь фильм. С утра сосед утверждает: «У нас такого точно не будет!» – а на следующий день стоит с вилами у твоего порога. Режиссёр окунает зрителя с головой в пучину мерзости, в которой с людьми происходит ужасное: ещё днём они тебе улыбаются, а вечером живьём сдирают кожу с твоих близких.
Степан Шума в исполнении Романа Сроковского – олицетворение такого бандеровца, подлого и трусливого, абсолютно беспринципного, который готов поклониться любому хозяину, лишь бы сберечь свою шкуру, он готов забыть, что его мать полька, и кричать: «Очистим Украину!» – лишь бы его не тронули.
Как только заканчиваешь просмотр фильма и возвращаешься в реальность, с дрожью вспоминаешь нацистскую мантру, которая много раз звучит в фильме: «Слава Украине! Героям слава! Слава нации, смерть врагам!» И с ужасом проговариваешь про себя: «А каким героям? Кто они – ваши борцы за свободу?» На Украине на этот вопрос отвечать не захотели, потому, видимо, «Волынь» на экраны и не вышла.
Елизавета Царевская, студентка ИСИ