Цивилизация и культура. – СПб., 2011. – 408 с. – 1000 экз.
Книга виднейшего современного русского философа академика Вячеслава Семёновича Степина удивительно легко написана. Предмет исследования очень широк, автор рассматривает роль культуры в истории человечества, перспективы конкуренции современного российского общества с Западом, создания у нас цивилизованного рынка и правового государства и т.д. и т.п. Понятно, что даже перечисление этих проблем выйдет за рамки газетной рецензии.
Потому затронем лишь две темы. Первая – место марксизма в истории культуры. Учёный показывает, что марксизм мог возникнуть лишь в техногенном обществе, высшая цель которого – обретение материальных благ. Такому обществу автор противопоставляет общество традиционное, в котором само понятие прогресса не является ценностью. Отсюда, в частности, невозможность втиснуть исторические события Востока (Индии, Китая) и Славянского мира в «пятичленную» марксистскую схему (рабовладельческое общество – феодализм – капитализм – социализм – коммунизм). Начиная с того, что рабовладения, подобного существовавшему в античном Средиземноморье, на Востоке и в Славянском мире не было. Те из нас, кто получал образование ещё в СССР, наверняка помнят потуги учебных программ притянуть марксизм к событиям отечественной истории.
А для «ЛГ», как представляется, исключительно интересны и важны суждения академика Степина о русской интеллигенции и её отношениях с властью. Эту проблему можно рассматривать в разных ракурсах – например, «интеллигенция и бюрократия». Автор подчёркивает, что для общества важны оба вроде бы враждебных друг другу слоя. Бюрократия, иначе говоря – управленцы, обеспечивают устойчивость и преемственность, интеллигенция, изначально ориентированная на инновации, стимулирует перемены, развитие.
Рассматривает автор и такое специфически российское противопоставление, как «интеллигенция и народ». Он прослеживает эту проблему от дореволюционных времён, когда философ Георгий Федотов заметил, что условием возникновения русской интеллигенции стал её отрыв от родной почвы, и до лихих перестроечных дней. Чего стоили призывы некоторых «интеллигентов», призывавших расчленить страну на несколько десятков «маленьких демократических» государств!.. Почему-то, по их мнению, это привело бы к умножению таких обществ, как Швейцария и Монако, а не Карабах и Приднестровье, не без сарказма замечает автор.
А завершает академик Степин свой труд неожиданно: публикует эссе о Пушкине, творчество которого анализирует по критериям компьютерной плотности информации. И приходит к выводу о современности нашего национального гения.
Вячеслав Степин.