Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 марта 2021 г.
Телеведение

Карла Марла

«Аферистка» ошеломила лихостью

17 марта 2021
Дайэнн Уист в роли матери Лунёва

Нельзя сказать, что все играют здесь так уж хорошо, успех обеспечен сценарием. Замечательна в роли матери русского мафиози оскароносная Дайэнн Уист, её героиня то униженная и оскорблённая, то такая злобная и страшная, что уж лучше униженная и оскорблённая. Розамунд Пайк убедительна в роли Марлы, белокурой бестии, всепобеждающей бизнесвумен, но слишком обыкновенна и этим как раз особенно страшна – таких милых «оптимизаторш» мы все встречали и не только в кино.

Марла коррумпирует неподкупный, как у нас многие думают, американский суд, подкупает врачей, успешно конкурирует с криминалом, а когда надо, вступает с ним в союз. Действительно, она лучшая – современная, технологичная, абсолютно бесстыдная. И если кто-то обвинит её в том, что она грабит несчастных стариков, то Марла обрушит на него вал демагогии: «Старики заберут в могилу свои жалкие пожитки? Нет, я скрашиваю их последние дни, чтобы они не умирали в одиночестве, и трачу на это огромные деньги». А на самом деле она упекает их в медикаментозный концлагерь и грабит. В фильме мы видим триумф бесчеловечной твари. Даже если его прерывает какой-то нервный маменькин сынок, триумф этот страшен.

Оказывается – и это критиков России, видящих альтернативу ей в сияющем граде на холме, страшно испугало – разве такое очевидное негодяйство возможно в Америке? Сценарист что-то недодумал, такое может быть только в какой-нибудь «империи зла», где Сталин, Кафка и карательная психиатрия. Но в том-то и дело, что это современная Америка, «где кафка стала былью». В 70-е нас убеждали, что «Пролетая над гнездом кукушки» – это про советскую карательную медицину, но фильм был про Америку. И «Аферистка» не первый фильм об аферах коррумпированных политиков и бизнесменов («Игра на понижение», «Афера», «Власть», «Мисс Слоун»...), но первый так откровенно и остро обнажающий суть устройства «империи добра».

Вот знаменитая фраза английского общественного деятеля Томаса Даннинга, частично процитированная Карлом Марксом: «Капитал при наличии достаточной прибыли становится смелым: при 20% – оживлённым, при 50% – положительно готов сломать себе голову, при 100% – попирает все человеческие законы, при 300% – нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Доказательство: контрабанда и торговля рабами». У нашей Карлы Марлы как раз триста.

Почему в США никто не протестует против этого разоблачительного антиамериканского фильма, почему не кричат, что его сняли безумные леваки или агенты Путина? Потому что это правда. И не только художественная. И тотальная коррупция там есть, только выглядит она иначе.

О фобиях. Поскольку благодаря «честным и беспристрастным» СМИ американцы убеждены, что русские назначают президентов США, в «Аферистке» элегантно обыгрывается и тема русофобии. Хотя в реале первый и последний этнически русский гангстер (Вячеслав Иваньков) давно покинул Америку и умер, но в фильме его коллеги-соплеменники чувствуют себя вполне комфортно. Тема всевластия русских здесь доводится до абсурда: печальный карлик Роман Лунёв (Питер Динклэйдж) фактически подчиняет себе всю систему попечительства Америки.

В фильме заложена скрытая издёвка и над новыми оскаровскими стандартами. Претендовать на золотую статуэтку можно только, когда в вашем фильме есть сексуальные меньшинства или чернокожие (азиаты, латинос) персонажи и люди с ограниченными возможностями. Так получайте: лесбиянки здесь – отвратительные мошенницы, чёрнокожий судья – циничный коррупционер, а единственный инвалид – вызывающий сочувствие русский, пытающийся вызволить из лап американских мошенников свою маму.

Поражает и восхищает не только талант режиссёра и особенно сценариста (в данном случае это один человек – Джей Блэйксон), но главное: свобода и отвага американского кинематографа, бесстрашно исследующего нравы и устои своей страны. Вот с кого надо брать пример нашим кинематографистам, а не копировать зады голливудского коммерческого кино.

Александр Кондрашов

Тэги: Александр Кондрашов PROCONTRA Питер Динклэйдж Джей Блэйксон Розамунд Пайк
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всем сестрам по серьгам

    05.10.2022
  • Народный герой

    28.09.2022
  • Гений «озвучания»

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Люди добрые

    24.08.2022
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
  • Один мальчик очень хотел стать историком

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
  • Чудеса и потрясения

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS