Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Библиосфера

Катание на паромобиле

01 января 2007

ЛЮДИ И КНИГИ

Несколько слов о книгоиздании и об издателях нашего времени

Василий ДОБРЫНИН, издатель

ПОЧЕМУ ТАК?
Положение в книгоиздании – катастрофа. Об этом не скажет лишь тот, кто не читает. Тем не менее катастрофа книгоиздания болезненна для общества – потому что способному думать книга нужна. Утрата обществом книги – тот же замедленный процесс её уничтожения, всегда приводивший к краху общества, допустившего этот процесс.  

От чиновников подразделений культуры и потенциальных инвесторов я не однажды слышал обезоруживающий довод: «Но книги ведь есть. Вон их сколько! Читайте классиков или Маринину, Шилову, Донцову…»

Я не издаю никого из перечисленных, но и с тезисом не спорю: полно книг – плати, покупай и читай. У меня свой довод: общественное развитие как следствие поиска и самопостижения неизбежно рождает новых авторов. Процесс мышления всегда тяготеет к новизне и побуждает автора к созданию новых вещей. Поэтому книга всегда современна, как творчество в целом. Кризис книгоиздания медленно, неумолимо ведёт к свёртыванию духовного потенциала общества. Таков мой довод в поддержку современного автора, в большинстве своём  начинающего, неизвестного. Он, современный автор, – плоть от плоти своего (нашего с вами) общества, загнан в угол. Множество обращений, как и коллеги, я получаю в свой адрес: с надеждой на то, что выйдет в свет книга, как и должно быть, за счёт издательства. Ответ понятен…. Милые доводы, без саркастической улыбки читаю я в обращениях авторов: «Признаюсь, господин издатель, я сторонник советского стиля книгоиздания…» Печатайте и платите автору деньги, как было в СССР, как продолжает быть в цивилизованном мире! – так ведь мыслим «советский» или просто нормальный прин­цип книгоиздания?!

У нас напрочь нет ни того, ни другого. Почему и доколе? Могу компетентно ответить и делаю это сейчас. Мой печатный станок работает точно так же, как и советский: с затратами и последующим их возмещением с положительным балансом. Затраты успешно и щедро возмещало Советское государство. Прост секрет. И настолько же прост ответ. Инвестор, спонсор и меценат, естественно, могут вполне заменить государственного гаранта. Но есть ли они в нашем обществе? Лишь в одном случае производство, в том числе книгоиздание, может быть беззатратным – отсутствие производства. Мы один на один – Издатель и Автор… Считаю долгом Издателя и гражданина содействовать не духовному свёртыванию, а духовному развитию общества.

КАК БЫТЬ?
В упрёк себе и коллегам могу сказать: мы инертны. Производственники в сфере «проходняка» и быстрых денег мобильны, изобретательны, рискованны и неутомимы в поиске обновлений. Книгоиздание – тот же паромобиль на обочине современных дорог. Конкурируя в прошлом веке с бензиновым собратом, паромобиль давал скорость до 108 км/час. Лидером книгопечатного производства в это время была Паровая Типография и Литография М. Зильберберг и С-вья в Харькове. Но паромобиль…  Ездить на нём и сейчас, и довольно быстро, вполне, разумеется, можно: те же колёса и тот же руль.  Но время его отпело. А книгоиздание – и ныне там…

Как же быть? Вариантов как минимум два.

1. Ждать благоразумия и материальных средств поддержки от государства (благоразумие, допускаю, держава проявит, но со­мневаюсь в материальных средствах).

2. Ждать появления блистательной и щедрой плеяды инвесторов, спонсоров, меценатов, радеющих за творческую судьбу литератора.

Либо, если мы один на один – Издатель и Автор, приемлемый выход найти самим…

Прежде всего – это поиск новых форм, новых способов взаимодействия в чёткой структуре: Автор – Издатель – Читатель. Важно понять, что это три неразрывных звена, три точки опоры. Одна из причин плачевности нынешней ситуации в том, что эти звенья раздельны.

Мы обречены на внедрение новых форм. Первая, простая и актуальная, среди них – сочетание традиционной, бумажной формы издания и современной – электронной. Между ними существует соперничество, рождённое прежде всего ностальгией по утра­ченным временам. Ностальгия понятна, довод несостоятелен. Электронные формы издания теснят традицию, подобно бензиновому собрату автомобиля (с тем же, весьма вероятно, исходом).

Но ведь, во-первых, ст. 2 Закона «Об издательской деятельности» толкует: «…изготовление издательской продукции – производственно-технологический процесс воспроизводства определённым тиражом издательского оригинала полиграфическими или другими техническими средствами; распространение издательской продукции – доведение издательской продукции к потребителю как через торговую сеть, так и другими способами».

Бумажным носителем издание не ограничено. Под «другими способами» подразумевается – и разрешена – не только традиционная продажа бумажной книги с прилавка. Электронная публикация – тот же факт и процесс «доведения издательской продукции к потребителю». Я просто внимательно читаю закон.

Неоспоримое преимущество электронного способа тиража – мобильность и широта охвата аудитории. То есть цель доведения до конечного потребителя достигается наилучшим образом. В данный момент – это теория, хилой спичкой на сквозняке гаснущая в реалиях. Одна из причин, на мой взгляд, банальна: большинство мэтров чаще всего – мои ровесники, ещё чаще – старше меня и моего поколения. Их принцип прост: «Истинный гений этого не знал и в таком не нуждался! Книга есть книга и будет ею, а это всё – изыски, бзики, каприз!» То есть большинство  мэтров искать новизну не намерены категорически. Другие живут как все. Воз и ныне там…

Конечно, электронные формы издания, как и всякий новорождённый ребёнок, – беспокойная, во много неопределённая сфера. Среди главных проблем – оформление авторского права. «Как же, – волнуется автор, – вы издадите меня в Интернете, и все меня будут читать бесплатно? А мне нужна полноценная книжка с ISBN…»

Наивное переживание неосведомлённого человека. В соответствии с Законом об издательской деятельности ISBN с полной процедурой закрепления авторских прав сохраняется за автором в случае официальной публикации на издательском сайте.

Не говорю о мировой практике – только о нашей. Может быть, книгоиздатель у нас в большинстве своём ретроград, но, потеряв, как листву осеннюю, традиции и среду преж­него времени, новых мы до сих пор обрести не сумели. Так, как должно быть, уже не идёт, а как надо – никто не знает…

Обсудить в группе Telegram

Василий Добрынин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS