Ренат Харис
Поэт, критик, драматург и общественный деятель. Родился в 1941 году. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2005), лауреат премии Республики Татарстан имени Г. Тукая, премии «Золотой Дельвиг». Автор около 40 сборников стихов и поэм. Народный поэт Республики Татарстан, заслуженный деятель искусств Татарстана.
___________________________________________________________________________________
Наш след не померкнет на русской земле.
Мы – образ России в зеркальном стекле.
В лад жили и пели мы с русскими встарь:
свидетельством – нравы, привычки, словарь.
Г. Тукай (Перевод на русский язык Р. Бухараева)
«...Ну как глаза? Ты зренье подлечил?
Иль всё слабее видишь мир вокруг?» –
меня с тревогой из Москвы спросил
по телефону Николай, мой друг.
Бывало, раньше он в Казань ко мне
то в гости приезжал, то по делам,
и мы вдвоём шагали в тишине
к мечетям стройным или к куполам.
Мечеть Марджáни[1] осмотрели мы,
потом зашли в Раифский[2] монастырь...
(В Казани жили многие умы,
что пламя миру сеяли из искр.)
И он сказал мне, что давно хотел
Казанскую икону увидать.
(Ведь он недавно тяжело болел,
а та икона может помогать.)
И в силу Божьей Матери тогда
он твёрдо верил и молился Ей,
считая, что сквозь дали и года
Она способна исцелять людей.
Ну не лететь же вправду – в Ватикан,
чтобы у папы римского просить
с большой толпой заморских прихожан
его в покои папские впустить?
Я перед ним как будто виноват
в том, что не смог помочь ему в те дни
среди святых икон найти тот взгляд,
что зажигает в душах нам огни.
Он подсказал тогда мне свой совет,
сказав, что может той иконы свет
даже слепому возвратить вновь взор...
«Сходи в Казанский, – он сказал, – собор
и, проверяя на своей судьбе,
проверь Её могучесть на себе,
и у тебя проблем глазных тогда
не будет больше в жизни никогда».
Но я сказал: «Не православный я.
И потому икона мне твоя
помочь не может силою святой.
У каждого из нас Всевышний – свой».
«Ну что ты, друг мой! – молвил Николай. –
Для всех на свете – Бог Един, ты знай!
И Божья Матерь может всем из нас
вернуть однажды зоркость наших глаз…»
Я взял лекарство, что назначил врач,
и капнул каплю в свой пустой зрачок.
И мир вдруг вспыхнул! Стал, как жар, горяч.
И в чёрной бездне застонал смычок.
Сомкнулись веки... Всё укрыл туман...
Но видел я, как через тьму вдали –
Казанская икона, как экран,
плыла вокруг мерцающей Земли.
И в том виденье было мне дано
увидеть в гуще дыма и огня,
словно фрагменты страшного кино, –
мгновенья дней, что мчались сквозь меня...
* * *
...И вот я вижу – впереди дружин
шагает твёрдо Минин гражданин,
неся в руках Казанскую икону,
и он идёт на битву – не один.
А с ним шагают русский и чуваш,
удмурт, мордвин, татарин – всё брат наш!
И дружно – христиане, мусульмане –
идут, как корабли на абордаж.
Казанскую вздымая над собой,
шло ополченье в свой священный бой,
чтобы Лжедмитрий и его поляки,
как псы, бежали из Москвы гурьбой.
И, словно воры, натворив беды,
они спешили унести зады
и по пути сжигая всё и грабя,
а дождь смывал их мерзкие следы.
В грязи дорожной, в поднятой пыли
полки народной армии прошли,
а где несли Казанскую икону –
там русской славы знаки пролегли!..
* * *
Полтава. Утро. Шведские войска
на поле встали... Реют облака.
Казанскую икону Петру Первому
крестьяне принесли издалека.
Пётр их встречает. Он не спал всю ночь.
И просит Богородицу помочь:
«О, помоги мне Карла разгромить
и для России славу мне добыть!
Пусть Карл навек забудет к нам дорогу
и не посмеет больше к нам ходить.
Так всыплем Карлу и Мазепе с ним
как следует и всё им объясним!»
И под звездой, горевшей высоко,
Мать Божья услыхала вдруг его
и волосы младенца Иисуса
погладила рукой своей легко...
* * *
Вот Петербург. Казанский в нём собор.
Кутузов к алтарю возводит взор
и просит Богородицу помочь
изгнать французов из России прочь.
«Ты помнишь, как мне пуля обожгла
глазницу – и насквозь её прошла?
Я не ослеп, хоть и утратил глаз.
Настал моей России славный час!
Смотри – на нас напал Наполеон
и Родину мою терзает он,
а ты мне, Матерь Божья, помоги –
не дай, чтобы восславились враги!..»
И под звездой, горевшей высоко,
Мать Божья услыхала вдруг его
и волосы младенца Иисуса
погладила рукой своей легко.
Нам помогла Казанская икона,
и в ней для нас явилась оборона,
и стал Наполеон нам нипочём,
напал – рекой, а убежал – ручьём!
* * *
Мелькают лица в жизни, как в кино.
Одни ушли, другим прийти дано.
Петра сменил Кутузов, а за ним –
Товарищ Сталин в памяти возник.
Суровый лик. Как крылья – взлёт бровей.
Средь правых миром он был всех правей.
И вдруг все в мире с содроганьем ждут –
неужто немцы по Москве пройдут?
И вспомнил Сталин, как бежали вон
Лжедмитрий и затем Наполеон,
и он подумал: «Пусть огонь, пусть дым,
но фюреру Москву не отдадим!»
Враг в сорока верстах уже стоял –
там, где Кутузов с речью выступал
в Филях, где проходил тогда совет,
и спор кипел на целый белый свет.
Вот и опять возникла мысль о том,
не сдать ли нам столицу «на потом»?
Но, оглянувшись в ужасе вокруг,
все генералы закрестились вдруг.
А им в глаза из красного угла
Казанская икона грудь прожгла.
От мысли этой вся душа горит...
И вдруг Верховный в трубку говорит:
«Я ни молитв при людях не твердил,
ни храмов, ни мечетей не щадил,
но, принимая смертную войну,
зову я веру защищать страну».
Медвежьим шагом тихо ходит он
и произносит громко в телефон:
«Пускай епископ сядет в самолёт
и образ Божьей Матери берёт,
и с ней летит, молясь, вокруг Москвы,
крестя окопы с высоты и рвы,
и пусть Она в кипении войны
всем станет нам
защитницей страны...»
И под звездой, горевшей высоко,
Мать Божья услыхала вдруг его
и волосы младенца Иисуса
погладила рукой своей легко.
И многие увидели в тот миг,
как образ Богородицы возник
над тихою Москвою в вышине
наперекор грохочущей войне.
И русский дух крепчал день ото дня,
и мчались немцы от того огня.
Боясь дорог российского полона –
Лжедмитрия или Наполеона, –
бежали немцы, пряча уши, нос…
А следом гнал их Дедушка Мороз.
* * *
…Боюсь открыть лучам навстречу взгляд,
всё чуда жду, дошёл уже до точки.
Который год глаза мои болят –
ни книгу взять, не написать ни строчки!
И телевизор для меня – ослеп!
(Для человека мало только слуха.)
Без зренья мир – мучительно нелеп,
как тело с головою, но без духа.
* * *
...Мне капнули в глаза. И тут же свет
погас передо мной... Но в виде дара –
Казанская икона столько лет
вращается вокруг земного шара
в летящем корабле[3] через туман
к горящим ярко звёздам бесподобным!..
А над Землёю носится шайтан,
своим мечом размахивая злобным.
Он думает, что Богу не видать,
как сатана, нарушив все законы,
из бесов войско силится создать
для зреющей борьбы Армагеддона.
И Бог давно забыт им, и Аллах,
нет для него ни Яхве и ни Будды.
Отринув совесть и забыв про страх,
он сеет только зло и грех повсюду.
Уверовав, что он лишь победит
(в том у него ни капли нет сомнений),
Шайтан несёт груз злобы и обид
и вечный стыд для новых поколений.
Из года в год летя сквозь тьму и свет,
сквозь холод льдов и сквозь дыханье жара,
Казанская икона – столько лет! –
вращается вокруг земного шара.
Не потому ль шайтан, кипя в огне,
зря точит саблю по ночам кривую,
и день и ночь мечтая о войне,
разжечь не может третью мировую?..
* * *
Казанский образ видел я в Кремле,
но не посмел к нему свечу поставить.
Я – мусульманин. Можно ли мне славить
других святых, живущих на Земле?
Я езжу по Земле во все концы,
передо мной – весь мир, вся ноосфера.
Господь – един! Слова «имáн» и «вера»
в сознании пред нами – близнецы.
Одну из тайн открыл для нас Аллах,
раскрыв своё святое имя миру.
Другое имя льётся по эфиру –
Творцом его зовут на небесах.
Аллах и Бог всегда живут во мне –
и в мире, и взаимопонимании.
И образ Богородицы в сиянии
плывёт на недоступной вышине.
И в Пушкине, Тукае и Толстом,
и в Гёте наши веры были вместе.
И даже в Чингисхане они тесно,
как в сказке, жили – на крыльце златом!
В кремле казанском «Кул-Шариф» мечеть
с собором Благовещения – рядом.
И всем хватает одного лишь взгляда,
чтоб красоту
в душе запечатлеть…
* * *
...Донбасс – в дыму. В разрывах и в огне.
Солдаты письма детские читают.
Те дети пишут письма о войне,
и тем солдатам силы укрепляют.
Те письма могут всех свести с ума!
В них звуки стона и мольба бездонна.
А в уголке ребячьего письма –
карандашом – Казанская икона.
Вокруг – стрельба, идёт смертельный бой.
Беда грозит что смелому, что трусу.
Но Божья Матерь, заслонив собой,
не допускает смерти к Иисусу.
Солдаты прячут письма на груди,
чтобы от писем детворы согреться.
Идёт война. И что там впереди,
никто не знает – ни душа, ни сердце.
Но вот ещё письмо. И в уголке –
десяток строчек, гуще перелесиц,
а ниже башня слов – Сююмбике,
и рядом с нею – яркий полумесяц.
Смотрю программу «Время». Вертолёт
летит домой, оставшись без патрона.
Винты затихли. Поднялся пилот.
А за спиной – Казанская икона.
Двоюродный мой брат – он офицер
и в прошлом много раз бывал в Донбассе.
Но как узнать – какой из русских вер
он был живым оставлен нам в запасе?
Религия России – общий дом.
В окопах не бывает атеистов!
Не оставляйте веру на потом.
Идите к Богу
только честным,
чистым...
* * *
За час на хирургическом столе
я столько раз прошёлся по эпохам!
Повсюду был, на всей родной земле,
все уголки собрал в душе по крохам.
Ну как бы мог я позабыть слова,
мне Николаем сказанные другом
о том, что Матерь Божия – жива
и всех людей спасает от недугов?
И показалось – кто-то прошептал
мне прямо в ухо строчку из Корана[4],
и воздух звонким стал, словно металл,
и светлый ангел выплыл из тумана.
Миг был велик и в то же время прост.
Что это было? Явь иль сновиденье?..
Лишь час назад кружил я возле звёзд,
и вот уже – ни неба, ни круженья.
Я клочья мыслей тщательно собрал
и вдаль скакнул видением далёким.
И чуть мой вдох меня не разорвал,
врываясь в грудь по онемевшим лёгким!
И пронеслось в душе моей: «Ура!»
Проснулось солнце – тёплое, мохнатое…
Ко мне вошли в палату доктора…
Год сорок пятый. Майский день. Девятое.
Я от восторга чуть не закричал!
Но, опустившись, словно с неба милость:
«Глаза откройте!» – голос прозвучал.
И я открыл... И понял, что случилось.
Хирург свою победу совершил!
Пусть личную, но всё-таки – победу.
За это он награду заслужил,
поскольку мне открыл дорогу к свету.
А та победа, что пока вдали,
на Родину вернётся непреклонно.
Ведь кружится не зря вокруг Земли
Казанской Богородицы икона!
Вся жизнь страны – то в битвах, то в слезах,
но русские победы – неизбежны.
И пусть у нас в глазах, и пусть в сердцах –
пылают наши жаркие надежды!
* * *
...Наркоз прошёл, но в голове был звон,
и лишь я сделал первый шаг к порогу,
как зазвонил мобильный телефон,
да так внезапно, что я даже вздрогнул.
«Ну как глаза? Надеюсь, ты их спас?» –
друг Николай мне крикнул из столицы,
словно он капли мне искал для глаз
и помогал сквозь вёрсты мне лечиться.
Но я ему ни слова не сказал
о впереди лежащей операции.
Ну так откуда ж он о ней узнал,
словно разведчик по секретной рации?
Как будто это специальный дрон
мне диктовал, как действовать собою...
Теперь я знаю: есть такой закон –
как править свыше
и людьми,
и мною!
«Я поправляюсь. Тут со мной хирург,
он не допустит ни одной осечки…»
«Терпи, дружище, – молвил в трубку друг. –
Я за тебя здесь ставлю в храмах свечки
Казанской Богородице.
Она –
всем помогает в горе и в болезни.
Её поддержка очень всем нужна,
она всех капель для людей полезней».
«Господь – един!» – добавил он затем
то ль просто громко, то ли, может, гордо,
но так, чтоб слово было слышно всем
и чтобы слово
это было твёрдо.
Кто за меня сражался – Дух Святой
или хирурги, посланные свыше?..
Спасла надежда! А в надежде той –
больницу вижу. И молитву слышу.
* * *
Какой народ не оставлял свой след,
родной страны подняв над миром знамя?..
В России было множество побед,
что были крепко связаны с Казанью.
Здесь кровь текла, и здесь цвела любовь,
и сквозь морозы и дыханье жара
Казанская икона вновь и вновь
вращается вокруг земного шара.
Жужжат шмели, кружáтся журавли.
Над миром солнце общее сияет.
Икону мы Казанской нарекли –
и нас она
со всеми охраняет!
Перевёл Николай Переяслов
_______________________________________________________________________________
[1] Шигабутдин Марджани (1818–1889) – великий татарский просветитель, богослов, философ и учёный-историк. (Здесь и дальше сноски Р.Х.)
[2] Раифа – действующий православный монастырь вблизи города Казани.
[3] С 2011 года список Казанской иконы находится в российском сегменте международной космической станции (МКС).
[4] Имеется в виду аят из Корана: «Ля хауля уаля куууата илля биллях», в котором говорится, что Aллах даёт нам сохранность от нарушений и Он же даёт нам силу для соблюдения Его повелений.