Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 апреля 2017 г.
  4. № 15 (6594) (19.04.2017)
Библиосфера

Казнённый колокол

19 апреля 2017

Борис Евсеев. Казнённый колокол. М. Издательство «Э», 2016, 320 с., 1500 экз.

Казнили колокол, вырвали язык, утопили в Северном Донце, а звук остался.

«Дон-бас-с!» – это «бас гудит о вечности» в рассказе, давшем название всей книге. А «может, звук и есть Дух? И Дух этот, звук этот – был всегда». Вначале был Звук – таково открытие автора. Слово разноязычно, звук понимают все.

Жанр книги можно обозначить как повествование в рассказах. Впечатления автора от поездки из Москвы в опаленный войной Донбасс перемежаются с глубоко личными воспоминаниями о крае, ставшим родным после переезда родителей героя-повествователя в Сталино («так тогда назывался Донецк»). «Я только в этом месте живу… А в других местах я мёртвый». Другие места – это не Донбасс, а другая, чужая выжженная планета, с другими законами физики и времени. Именно потому память о Донбассе, «наивном и светлом», – онтологическая основа мироздания, его исповедь и публицистика. В очерченном войной пространстве – между жизнью и смертью – документальная деталь, свидетельство очевидца несут в себе столь напряжённое эстетическое содержание, что художественный вымысел порой пасует пред ним: точнее, сам по себе становится художественным фактом. Вот этот сплав документального и художественного и делает возможным овеществление Слова, его переход в переживаемое пространство: «Могут ли страсть и слово овеществиться: стать переулками, домами, бесстрашными поступками, новыми лугами, посевами? Здесь, в этих местах, – могут».

В одном из центральных рассказов книги – «Музыка скифов» – прочерченные с карандашной точностью линии судьбы пересекаются в точке переходности от бытия к некоему первичному состоянию жизни, без различия между человеческими и нечеловеческими её формами. Попавший под огонь гаубиц и потерявший перед гибелью зрение музыкант Китя словно обращается в ослепшего после выстрела филина, что кружит над донецкими степями, ведя умирающего за пределы привычного бытия – «к новой звуковой жизни». Исчезновение слова знаменует хаос бытия, распад жизненных форм: «Сам переход к другому виду жизни про всё говорил не словами, а звуковым столпом, вздымающимся, может, до самой Луны, а может, и ещё выше»…

И многие персонажи этой книги даны в состоянии переходности, знаменующем сдвинутость мира, нарушение привычных норм и связей его. Молодые ополченцы («Влас и Славка»); террористка Джёска, чуть не убившая героя-повествователя («Славянокос»); жизнерадостный калека («Тиня-тушкан»); новоявленный фашист капитан Хенкер с борзо-пёсьим лицом – из тех, кого кличут «собаколюдьми» («Казнённый колокол»); разлученная войной возлюбленная пара («Савелия»); незримый врач-убийца («Серая зона – Красный городок. Дорога»); отвязные рядовые украинской армии («Гонопупу»)… Весь этот калейдоскоп лиц и связанных с ними событий, чувств и мыслей, оркестр звуков и импрессионистских красок порождает восприятие ирреальной, фантастической реальности, неожиданной и крайне опасной. Так возникает образ новой войны. Какой? И в чём её кардинальное отличие от предыдущих? Вот скрытое целеполагание книги и её идея, к которой стягиваются все повествовательные нити и творческие интенции автора!

И здесь особое значение обретают главы-воспоминания о встречах с писателем-фронтовиком Владимиром Богомоловым, в которых бывший смершевец, открывая засекреченную правду о военной и послевоенной жизни, словно бы завещает собеседнику: «Напишите про новую войну. Она будет скрытной, комбинированной… Напишите словно бы не про войну… Про шерсть и курдюки войны напишите!..» Это и есть «момент истины». В подлинно художественном произведении война предстаёт «и как нечто временное, и как нечто вечное». Ведь «мысли человека, побывавшего на одной войне, имеют отношение и ко всем другим вой­нам».

«Мировойна» – вот слово, которое ещё не произнесено. Её как бы нет – и она одновременно во всём, ибо равновелика миру, обновляющемуся и развивающемуся через войну. Можно пылать ненавистью к войне, но не будет ли эта ненависть ненавистью к самой жизни? Такова трагедия ХХI века, ещё почти не услышанная, но уже обозначенная звуком и отзвуком. Ещё не названная, но бьющая в набат из разных уголков мира. Знак деградации! Знак ужаса и трагедии! Люди, отстаивающие своё достоинство, вынуждены воевать, чтобы победить войну.

Может ли пересилить эту трагедию рождение нового мира?

Здесь, в Донбассе может.

Дон-басс! – это время гудит о вечности.

Дон-басс! – плачут скрипки о бренности.

Дон-басс! – это колокол Новороссии о России и о людях новой России.


Тэги: Борис Евсеев
Обсудить в группе Telegram

Алла Большакова

Большакова, Алла Юрьевна (р. 3. 09. 1956) Ро... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Лентробух и «Бухен хауз»

    07.09.2022
  • Поздравляем!

    31.08.2022
  • Бориса Евсеева отметили

    28.08.2022
  • Детоотступники

    29.06.2022
  • Жабояз, или Бегство айтишников

    18.05.2022
  • Детоотступники

    108 голосов
  • Лучшие из лучших

    63 голосов
  • Обнуление писателя

    51 голосов
  • Театр одного слова

    47 голосов
  • Лентробух и «Бухен хауз»

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS