Не первый раз замечено, что выезд организованной группы - будь то коллеги по работе или творческое, в частности, литературное объединение - способствует сплочению коллектива. Так получилось и в нашем случае. Фестиваль «Чеховская осень» в Ялте, на который лит. судия «Депо пегаса» прибыла полным составом, был очень показательным в этом смысле и запомнился не только поэзией. Множество ярких событий, произошедших за время нашего пребывания в южном городе, уверена, вдохновили каждого из нас на дальнейшие творческие подвиги.
Справка:
Ялтинский международный литературный фестиваль «Чеховская осень», ежегодно проводимый Региональной ОО «Союз писателей Республики Крым» преемником «Союза русских, украинских и белорусских писателей АР Крым» собирает на своих конкурсных площадках литераторов из полутора десятка регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. От Союза писателей Донецкой народной Республики до Общества писателей Республики Афганистан. Казахстан, Белоруссия, Украина, Палестина, Франция… как говорится, все флаги в гости нам. Включая и наш маленький, но гордый флажок города-героя Керчи белый с красными полосами...
Чудеса единения начались еще на керченском автовокзале, когда автобус упорно не отравлялся в рейс, пока ни дождался одного из запаздывающих литераторов. Но вот все в сборе, места с 9 по 28 заполнены сонными поэтами и прозаиками, разной степени юности (от 13-ти до 33-х)... и мы отправились в путь.
Справка:
А за то, что отправились на «край света» в крымских масштабах, не таких уж и маленьких как может показаться, студия признательна «Литературной газете» - именно в рамках её проекта «Муза Тавриды» был организован столь массовый выезд молодых крымских поэтов и прозаиков на фестиваль.
...За окном, будто под аккомпанемент Вивальди, сменялись «времена года» – ветер шуршал янтарной листвой, кидал в стекла горсти дождя, солнце улыбалось сквозь слезы, леденцово поблескивали радуги.
Ялта встретила нас нежданным теплом и сказочными видами – облака, как пушистые кошки, примостились на вершинах гор. Элегия. Конкурсные поэтические чтения, на которые мы отправились без промедления, как водится, «с корабля на бал», вполне соответствовали романтическому настрою – в Ялтинском Культурном центре нас ждали любовная и пейзажная лирика.
Не все участники «Депо пегаса» пишут о сердечных терзаниях. Но, тем не менее, мы организованно ввалились в кабинет на пятом этаже, где были встречены большим зеркалом и оптимистически настроенным жюри. Тут же попали и под пристальное внимание журналистов – ТРК «Вести Крым» снимала сюжет о фестивале и одна из наших самых «волнительных» поэтесс – Сандра (Александра) Фролова была удостоена первого в жизни интервью. Читать перед объективом телекамеры всегда непросто. Всегда, но не для всех. Эпатажный поэт Сергей Олейник, привыкший к вниманию, чувствовал себя вполне комфортно. Он вдохновенно зачитал свое иронически-эротическое стихотворение «Член большой, а толку мало…» После таких откровений, жюри уже без удивления восприняло сюрреалистические тараканьи бега в творениях Валерии Кремлёвой, языческий мистицизм Анастасии Протасовицкой и не вполне нормативную лексику в миниатюре Давида Сологуба. К нам прониклись интересом, уважительно кивали: «Да у вас эдакая... керченская поэтическая школа!»
Благополучно отчитавшись, «эдакая... керченская школа» двинулась бродить по Ялте. Мы растягивались по старинным извилистым улочкам, подобно гармошке в руках засыпающего гармониста, постоянно дожидаясь тех, кто отстал или завернул в столовую. «Никакого чувства коллективизма!» - сетовал бывший комсомольский вожак Константин Артёмин (агитатор и горлопан).
Неспешно прогуливаясь, наша делегация набрела на костел, резко выделяющийся готической «возвышенностью» на фоне темнеющего неба. Там, как в любой пятничный вечер, проходил концерт органной музыки. Литераторы - люди впечатлительные. Так что органные переливы токкаты и фуги Баха, адажио Альбиони унесли многих под арочные своды, а может, и выше. У некоторых даже открылась Сахасрара-чакра, подключившись напрямую к Космосу посредством «столпа света». А иные, например, Валерий Кузьменко, были настолько поражены, что дождались исполнительницу у входа с целью сделать с ней «селфи».
Дальнейшие события разворачивались уже в хостеле, где благодаря нашим ялтинским друзьям мы поселились со значительной скидкой, и вечер был отнюдь не томным, затянувшись до рассвета. Репетиции поэтических чтений проходили прямо во внутреннем дворике, сопровождаясь философскими беседами «за жизнь и про любовь», и периодическими выкриками «как?!» Валерия, ещё не отошедшего от органной феерии.
На следующее утро немного уставшие, но полные решимости, литераторы отправились на второй день фестиваля.
В коридорах Культурного центра царило ещё большее оживление, нежели накануне. Под кабинетом с табличкой «Гражданская и философско-духовная лирика» взволновано размахивала листами со стихами пестрая очередь. Прочитать свои творения жаждали поэты разных возрастов, полов и мировоззрений. Было ощущение, будто идем на экзамен. Здесь и жюри выглядело построже. Но ничего – ободряя друг друга шутками, мы просочились в аудиторию. Все в лучших традициях студенческой юности.
Читавшая перед нами девушка озвучила классический образец патриотической лирики. Тем более контрастно выглядели прозвучавшие следом стихотворения. Уже на строках:
«Зачем так стараться идти по белым?
Все равно ведь наступает на чёрные полосы»,
…бодро зачитанные Алексом Каспером, лица уважаемого жюри начали меняться. Легкое недоумение перешло в глубокое удивление, когда Валерий Кузьменко мрачно продекламировал из-под капюшона свое «Бояться нужно живых».
И совсем уж шокированы были почтенные литераторы пассажем Сергея Олейника, одухотворенно рассказывающего про «фекалоколлектор». Прервав автора аккурат на этом неологизме, жюри порекомендовало поэту почитать его произведения где-нибудь… в рубрике «Молодежная лирика», мотивировав свое предложение тем, что это «авангард, а мы судим классику». На этой практически скандальной ноте мы организованно покинули кабинет, пребывая, честно сказать, в тайном восторге: «Мы - современная поэзия! Мы - далеки от затхлости!»
Так как «Молодежная лирика» предполагала возраст «до 30», младшее поколение «Депо Пегаса» оправилось срывать звезды в соответствующей номинации. А старшее – в фойе, рассматривать неординарную выставку работ симферопольской художницы, выполненную в уникальной технике рельбиса. Иконы, мифологические сюжеты, объемные цветы… Встретился даже символ нашего города – грифон.
А тем временем, перед Культурным центром участников «Чехосени» ждали автобусы, отправляющиеся к Ливадийскому дворцу и на Дачу Чехова. Мы успели лишь в гости к Антону Павловичу. Дача - уютный светлый домик – утопала в зарослях экзотического сада. Оказывается, писатель сам посадил многие деревья и растения, сам за ними ухаживал. Мы побродили по хрустящим гравием дорожкам под восковыми листьями магнолий, гибкими «удочками» бамбука, цветущей японской сиренью. Особенное впечатление произвели яркие фонарики хурмы, посаженной братом Антона Павловича. Под гипнотический, граничащий с религиозным восторгом, рассказ экскурсовода, наша группа прошлась и по самому домику. Время там действительно будто остановилось, вместе с часами в гостиной, стрелки которых застыли на обеденном часе.
Фестиваль для нас закончился немногим раньше, чем у других гостей Ялты – и ехать далеко, и работа у многих. С рюкзаками, полными впечатлений, мы потянулись на вокзал. А по дороге наш руководитель Вячеслав Игоревич, лукаво прищурившись, обещал по приезду домой раскрыть, кто же из нас все-таки получил призовые места. А еще признался, что в целом все его воспитанники «молодцы, хоть иногда и заставляли ностальгировать по пистолету милицейской молодости».
Медные листья шуршали, закручиваясь спиралью, прощально белели вершины гор, а автобус увозил нас по серпантину дороги, оставляя позади по-настоящему «Чеховскую осень».
Анастасия Протасовицкая
(фото Вадима Рыбалкина и других)