По соседству с музеем-заповедником «Херсонес Таврический» завершено строительство уникального по масштабам историко-археологического парка, пространство которого кажется, переступило порог современности и устремилось в будущее. Даже в спонтанно появившемся названии – «Новый Херсонес» – слышится неистребимый русский оптимизм. Летом 2024-го – открытие.
Этот проект символизирует преображенную Россию, вернувшуюся к своей крещальной купели. «Российский Вифлеем, то древний град Херсон», – писал Михаил Херасков ещё в конце XVIII века. Пройдет 150 лет, и отец Сергий Булгаков назовет Херсонес «таинственной воронкой» русской истории, единственно позволяющей «уразуметь происходящее».
Сегодня на территории древнейшего полиса клокочут глобальные перемены. В самом большом новом здании разместится суперсовременная экспозиция Херсонесского музея-заповедника и всё, что необходимо для его полноценной жизни, включая лаборатории, реставрационные мастерские, научные кабинеты, выставочные залы. Елена Морозова, директор этого легендарного учреждения культуры, рассказала о предстоящих новациях, а ещё о том, как приживаются в Севастополе «варяги» из Питера, сопротивлению реформам, особенностях взаимодействия с Церковью и уникальных археологических находках.
– Елена Александровна, когда вы впервые увидели Херсонес?
– Как я понимаю, у нас с вами честный разговор. Поэтому скажу откровенно: впервые мне довелось побывать здесь, кажется, в 2006 году… да, тогда моей дочери Алисе исполнилось шесть лет. Мы отдыхали в Любимовке, и мой супруг организовал для нас посещение Херсонеса. Он решил, что я, как музейщик, испытывающий слабость к храмовой архитектуре, обязательно должна осмотреть столь достопримечательное место, о котором, конечно же, знала по университетскому курсу истории древнего мира. Первое знакомство с Херсонесским музеем (подчеркиваю, именно с музеем) разочаровало и смутило так, что я не сделала ни одной фотографии. И только теперь, рассматривая архивные снимки, я понимаю, что само по себе великолепное пространство не было музеефицировано, не имело тех специфических «изюминок», которые раз и навсегда западают в душу.
В 2014 году, сразу после возвращения Крыма и Севастополя в состав России, я путешествовала с дочерью по южному берегу полуострова. Тогда даже мысли не возникло ещё раз посетить Херсонес, настолько он оставил меня равнодушной.
По правде говоря, своё профессиональное становление я никак не связывала с археологией. Я служила в Дирекции музеев Ленинградской области, где было тридцать и более филиалов – замки, крепости, усадьбы. Конечно, на некоторых объектах исследовательская работа сопровождалась раскопками, как в Старой Ладоге XII века или в Выборгском замке XIII-го. Но я всегда держалась подальше от археологии, предпочитая изучение усадебного быта или руководство проектами по интенсивному приграничному сотрудничеству, например, с Эстонией или Финляндией. Видимо я столько раз посылала наверх сигнал о нежелательности для меня археологии, что была, наконец, услышана и получила приказ: «Поезжай-ка, дорогая, на Херсонес и присмотрись к этой науке повнимательней». Вот так я здесь и оказалась.
– Выходит, надо бояться не только желаний, иногда исполняющихся, но и нежеланий.
– Да, не надо было так рьяно открещиваться от археологии. Тем паче мне приходилось довольно часто встречаться с ведущими археологами нашей страны. Никогда не забуду Анатолия Николаевича Кирпичникова, посвятившего свою жизнь изучению культуры Древней Руси. Он копал Старую Ладогу и издал научные труды в рамках этих исследований.
Помимо Кирпичникова, я в работе сталкивалась с Адрианом Александровичем Селиным, Евгением Александровичем Рябининым, Александром Григорьевичем Векслером, и, таким образом, через этих блистательных специалистов волей неволей соприкасалась с археологией. Заместителя директора по науке Института археологии РАН Асю Викторовну Энговатову я имела счастье знать ещё до того, как возглавила Херсонесский музей в 2018 году. Так, закончилась прелюдия моих отношений с этой наукой и начался мой сложный и восхитительный роман с Херсонесом.
– Как бежит время! Прошло целых шесть лет. Плодотворных лет. Ваш роман оказался вполне удачным.
– Поначалу я может быть слишком рьяно взялась за дело, включила свою петербургскую скорость, непривычную для севастопольцев. Но, к счастью, сотрудники музея меня поддержали, за что я им бесконечно благодарна. Без их понимания мне было бы очень тяжело.
– Граф де Сегюр, бывший в свите Екатерины II во время её путешествия по Крыму, отметил, что императрица «основанием Севастополя довершила на Юге то, что Петр начал на Севере». Не впадая в ересь сравнения, всё же замечу, что вы, уроженка города Петра, прибыли в Севастополь в тот беспрецедентный период истории Херсонеса, когда наконец-то воплощается музейный проект замечательного исследователя, первого заведующего «Складом местных древностей» К. К. Косцюшко-Валюжинича, и ровно через столетие возрождается упраздненный в 1924 году Херсонесский Свято-Владимирский мужской монастырь. Вам выпал завидный жребий оказаться на острие этих эпохальных процессов…
– Для меня Севастополь – не только новый город. Это – новая реальность, новые люди с их уникальной неповторимой ментальностью. Севастопольцы очень отличаются от петербуржцев, хотя сами города созвучны своей историей, местоположением. И неважно, что у питерских берегов море холодное и малосоленое, а здесь жаркое, разнообразное, иногда агрессивное. И то и другое бесконечно любимое. Люблю смотреть на шторм… Одна беда: шторма наносят невосполнимый урон памятникам городища, на что я не устаю обращать внимание руководства страны.
– К сожалению, а может быть к счастью, море нам не подвластно.
– Глядя на море, я понимаю, почему к этим берегам люди тянулись испокон веков. И почему именно это место избрала Екатерина, «царица Херсониса Таврического», чтобы завершить великие реформы Петра Великого, прорубившего окно в Европу. Императрица считала себя истинной преемницей Петра. Надпись на постаменте открытого в 1782 году Медного всадника недвусмысленно гласит: «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая». И между ними как будто никого не было.
– Для Херсонесского музея Косцюшко-Валюжинич – primo, первый... А ваша миссия?
– Видите, напротив моего рабочего стола висит портрет Карла Казимировича. Когда я подписываю документы, мысленно к нему обращаюсь за поддержкой. Вот кому было очень трудно! Мы-то идём по проторенному им пути, нас инерция подталкивает к свершениям, а он это все начинал. Благодаря подвижничеству Косцюшко-Валюжинича Херсонес стал самым значимым археологическим объектом в России. Что же касается моего предназначения… Прекрасно понимая, что один в поле не воин, я все же рискнула приехать в Севастополь одна.
– То есть вы не привезли сюда свою команду, как это делали ваши предшественники, и, извините за сравнение, вошли в клетку с тиграми без всякой страховки.
– Я имею свой человеческий опыт и знаю, что такое, когда приходит начальник, который почему-то считает себя вправе перемалывать коллектив, не прислушавшись к людям. Я решила отступить от этого «правила». Мне хотелось оглядеться по сторонам, чтобы понять сотрудников, которые отдали Херсонесу Таврическому не один год, знают эту землю и своё ремесло. Мне выпала честь влиться в великолепный, профессиональный, сработанный коллектив! Я очень люблю этих непростых, привлекательных людей за преданность делу, ставшему смыслом их жизни. Верю им, потому что они со мной искренны, в чем-то помогают, что-то подсказывают. И хотя у каждого из них была собственная исходная точка службы в музее, в последние несколько лет наши пути скрестились, и нам удалось создать свою «историю», о чём я не устаю повторять. Мы стали командой, собрались в единый творческий кулак, чтобы достойно прийти к поворотному этапу развитии музея.
Если бы я отнеслась к коллективу с легкомысленным пренебрежением, то оказалась бы жертвой собственного легкомыслия. Проблема заключалась в другом: мне необходимо было к каждому находить подход, ведь я для них была «чужестранкой».
– Надо сказать честно, Севастополь относится очень неприязненно, даже враждебно к новым людям, несмотря на их искренние и добрые намерения.
– Бывало…
– Но вы оказались сильным человеком и как-то мудро к этому отнеслись… с пониманием, что ли.
– Хотя поначалу растерялась. Даже было страшновато. Путь из варяг в греки дался мне нелегко. В первое время думала: ну почему, почему?! ведь я – не временщик и приехала сюда, чтобы выполнить важнейшее государственное задание – стать одним из создателей Нового Херсонеса. С другой стороны, я прекрасно вижу сходство Севастополя и моего родного города. Многие, мечтающие о Петербурге, не могут в нем прижиться. Он их отторгает как инородное тело. А кто-то приезжает и таинственным образом влюбляет город в себя.
– Гений места своеволен.
– Верно. В Севастополе та же ситуация. Поначалу я переживала и ссоры, и недопонимание, порой доходившее до оскорблений, даже запугиваний. Один раз мне порезали машину… К счастью, это всё в прошлом. Как говорится, кто старое помянет… Есть очень важная вещь, о которой никто не должен забывать: каждый из нас имеет амбицию, личное мнение на тот или иной счёт. Но мы обязаны приподняться над своими предпочтениями, посмотреть на ту область нашей деятельности, куда устремляем притязания, и подумать, как это отразится на коллегах. В работе для меня главное, чтобы не пострадали люди, чтобы ещё больше процветали музей и вся страна.
Я уверена, что патриот – не только ратник, но и тихий штатский человек, ответственный за свою работу и готовый отдать последнее за Родину и Победу. Для Севастополя и Ленинграда это не пустые слова. Я выросла в семье, где бабушка и прабабушка пережили Блокаду. Мой любимый дед – один из первых юнг Северного флота, в 1942 году поступил в учебный отряд, дислоцированный на Соловецких островах, восстанавливал город, почётный Метростроевец. Патриотизм закладывается с детства и не требует словесного подтверждения, так как проявляется исключительно в делах и преданности своей родной земле.
– Вы счастливы на Херсонесе?
– Безумно! Я постоянно смотрю на себя со стороны и анализирую. Чему я научилась здесь? Умению противостоять неприятностям, с помощью которых меня хотели «сбить», чтобы я собрала чемодан и уехала восвояси. Теперь мой организм знает, как поглотить и полностью переработать привносимый в мою жизнь негатив. Уже ничто не мешает мне идти вперед.
– Здесь вы даже внешне преобразилась: ваша несомненная красота словно напитались теплым морем, светом, солнцем.
– В этом «виноват» Херсонес – очень сильное место. Я понимаю, что чувствует путешественник, который приезжает к нам совершено не подготовленным. Достаточно и получаса, чтобы он пусть не всё понял, но уже многое почувствовал. Ему хочется ещё и ещё раз сюда вернуться. Вот такое это притягательное место для любого человека. Поэтому я совершенно не удивлена, что наш президент уделяет много внимания созданию здесь кластера – интересного и магнетического абсолютно для всех. Я горжусь, что на территории Нового Херсонеса уже работает образцовая Школа искусств. Подобную не сыщешь по всей России. Я так жалею, что у меня нет сейчас маленького ребёночка, которого можно было бы отдать в эту Школу.
– А кто будет оператором всего историко-археологического парка «Новый Херсонес»?
– Мне сейчас трудно сказать. Я бы предпочла, чтобы это был Фонд поддержки гуманитарных наук «Моя История». Я в этих людях уверена, я их хорошо знаю на протяжении многих лет. Они нам очень помогают в реставрации и благоустройстве музейной территории. Мы совместно провели уже пять фестивалей «Грифон», а сейчас это действо, созданное по сценарию митрополита Тихона (Шевкунова), готовится к переезду на площадку, специально возведенную в пространстве Нового Херсонеса. Вообще, у нашего музея-заповедника сложился плодотворный альянс с Министерством культуры России, Фондом «Моя История» и Патриаршим советом по культуре, председателем которого является владыка Тихон.
– Насколько мне известно, именно митрополит Тихон, ныне правящий архиерей Симферопольской и Крымской епархии, пригласил вас возглавить Херсонесский музей?
– Конечно, приглашение исходило от тогдашнего министра культуры Владимира Ростиславовича Мединского. А благословение последовало от владыки Тихона, которого я имею честь знать с 2017 года. Тогда мне предложили участвовать в старте петербургского проекта «Россия – моя история», для которого начали строить фундаментальное здание на Московском проспекте. То есть, я работала там буквально с закладки первого кирпича. Это была абсолютно новая глава моей судьбы, ведь ранее я не имела дела с неклассическим музеем. Здесь же столкнулась с самобытным пространством – мультимедийным, но наполненным конкретными историческими фактами. В технически оснащенные залы нужно было вдохнуть жизнь, сделать их привлекательными для всех слоев населения, для туристов, приезжающих познавать Петербург, истории которого посвящен отдельный выставочный контент. Безумно интересная работа! Я набирала команду единомышленников, подходила к работе каждого экскурсовода с трепетом и требованием. Вот так я познакомилась с митрополитом Тихоном, у нас великолепные отношения. И мы опять вместе – на Херсонесе.
Всем нам сейчас очень тяжело. Нагрузка огромная. Коллективу музея трудно смириться с тем, что надо покидать насиженное место – монастырские корпуса. Процесс переезда всегда утомителен, ведь приходится тщательно паковать каждый экспонат, чтобы в целости и сохранности доставить его в новое здание, где нас ждёт уют и с любовью устроенное помещение.
Параллельно идёт возрождение монастыря, священноархимандритом которого Святейший Патриарх поставил митрополита Тихона. Прибывают иноки, в храме Семи священномучеников Херсонесских уже совершается служба монашеским чином. Мы вместе – и Русская Православная Церковь, и наш музей – стоим на рубеже следующего этапа в истории Херсонеса Таврического.
– Каким образом музей собирается сосуществовать с монастырем? Ведь не секрет, что, начиная со второй половины XIX столетия, постоянно происходили трения между археологами и монахами. В эти распри были втянуты даже члены императорской семьи.
– Я убеждена, что мы не повторим тех тяжелых ситуаций, о которых, например, читаем в письмах выдающегося археолога и исследователя древностей Херсонеса графа Алексея Сергеевича Уварова. Эта территория вместила в себя многое – в том числе и монашеское пребывание. Разве можно об этом забывать! Наш долг – научиться с монастырём содружествовать, соработничать, и тем самым расширять содержание культурно-нравственных программ музея. Совместно с духовенством мы проводим великолепные экскурсии «Свет Херсонеса», которые позволяют людям окунуться в таинственную обстановку вечернего городища и стать участниками увлекательного действа, расширяющего их знания об этом уникальном месте.
Я уверена в крепкой дружбе музея с епархией. Уже сейчас мы прорабатываем новые экскурсионные маршруты, объединяющие пространство всего историко-археологического парка, включая монастырское, в периметре которого оказываются древние памятники, и южного пригорода, где мы проводили раскопки, прежде чем туда вошла строительная техника. Наши отношения с монастырем имеют серьезную юридическую базу.
– А как к новшествам относится Белый монах – любимый персонаж народных легенд о Херсонесе?
– Да-да… черные спелеологи, белые монахи…
– Херсонес – место, где творилась не только история, но и создавался миф. А миф – это не взгляд в прошлое. Это – универсальное явление, свидетельство о вечности. В России только один Херсонес сопрягает культурные архетипы античности, раннего христианства, Византии и Древней Руси.
– В философии есть понятие «эффект темпоральности», когда мы наблюдаем объект во времени. Мы работаем здесь, в этом месте, где жили те, кого мы изучаем. И сегодня мы видим Херсонес по-новому. Музей – это рупор эпохи. А эпоха – это не настоящее. Эпоха – это то, что вместило в себя прошлое, транслирует настоящее и смотрит в будущее.
Сейчас мы из одной масштабнейшей археологической экспедиции перешли в другую – вокруг Владимирского собора, закрытого на реставрацию. Это будет самый прекрасный храм во всём Крыму, достойный того исторического выбора, который сделал князь Владимир именно здесь, на Херсонесе.
Наши археологи устали не только работать лопатой (за два неполных года раскрыто 23 гектара!), но обрабатывать беспрецедентно огромное количество находок – более пяти миллионов. Каждую надо помыть, осознать, описать. Что-то пойдет в массовый материал, что-то станет музейным предметом, открывающим новую страницу жизни Херсонеса и херсонеситов. Помимо нашего музея, в этой исторической экспедиции участвовали Эрмитаж, Институт археологии Крыма, Институт археологии РАН, Институт истории материальной культуры РАН, НАО «Наследие Кубани», Севастопольский государственный университет. В итоге мы положили начало Новому Херсонесу, где вольготно – на площади более 15 000 кв.м – разместятся наши коллекции, богатейший научный архив, уникальная научная библиотека, которая в этом году открывает Фонд редкой книги. Теперь мы многое можем себе позволить, потому что у нас появились новые возможности, новые лаборатории. В этом году мы открываем Антропологический фонд, а значит, исследования будем проводить на своей базе. Что нам это даст? Уточнение истории проживавшего в Херсонесе народа, истории цивилизации.
Сейчас в нашем распоряжении всего тысяча квадратных метров, включая крохотные выставочные залы. Крайне мало для такого масштабного музея! Но это не мешает нашему специально созданному выставкому делать прекрасные выставки, потому что каждая выставка – это возможность установить диалог с посетителями музея.
– А какие находки вам особенно пришлись по душе?
– Первым вспоминается недавно открытое в южном пригороде святилище «Героон», которое связано с очень важным для Херсонеса человеком. Ещё археологи нашли невиданно мощный дом, стены которого 3–5 метров толщины. К сожалению, на данный момент мы не сможем его включить в экспозицию «Под открытым небом», но ученые подробно опишут и зафиксируют эту находку и тем самым дадут пищу для размышления: что это – дворец, религиозный центр или административное здание? А наши последователи доведут эту работу до совершенства.
Сейчас археологи раскопали уникальное погребение, которое доказывает, что в определенное время границы Херсонеса пролегали не там, где считалось до сих пор. То есть, благодаря изысканиям в Новом Херсонесе, мы открываем заново этот город. Великолепный колумбарий, раскопанный в том же Южном пригороде, дополнит нашу экспозицию «Под открытым небом», а также уникальный для Херсонесского городища Нимфей и Толос. Найдены уникальные античные печи, и я буду настаивать на хотя бы частичном их восстановлении, ведь они специфичны именно для этого места. Мы нашли захоронение ребёнка в амфоре, увидев которое сразу же переносишься в другую эпоху, переживаешь горе людей, давным-давно канувших в лету. Обнаружили великолепно выложенный ровненький колодец глубиной в три метра, а рядом с ним лежал пифос. Кто-то пришёл по воду и оставил. Также нашли 15-метровый колодец с чудом сохранившейся посудой. Мы выявили интересные клейма, памятники христианства местного происхождения, скульптурки, великолепную, прекрасно сохранившуюся статуэтку Геракла… Вот так, фрагмент за фрагментом открывается перед нами жизнь Херсонеса.
– Героон, Геракл, мощные стены дома… Так и просится «прописать» этого античного бога-героя в Херсонесе.
– Видимо, был очень почитаем херсонеситами… Вообще, при таком количестве находок отдать предпочтение чему-то одному очень сложно. Глаза наших археологов буквально горят, и я начала понимать, почему они так одержимы своей работой: им первым попадают в руки подлинные осколки чьей-то жизни, которая бурлила сотни лет назад. Конечно, я – новичок в археологическом деле, но прекрасно знаю, как сделать Херсонес удобным, комфортным и для сотрудников, и для посетителей. Вот так мы начали процесс благоустройства территории. Так появились наши деревянные дорожки.
– О, эти пресловутые дорожки! Сколько выплеснуто на них негатива. А мне нравится гулять по этим настилам, спокойно смотреть по сторонам, не боясь споткнуться о камни. В конце концов, хочешь прогуляться по пыльным тропинкам, пожалуйста, никто не запрещает. А как удобно для семей с маленькими детьми и инвалидов. Украинские времена Херсонеса вспоминаю с содроганием: прямо на руинах древних храмов гуляли свадьбы, жарили шашлыки, целовались по ночам с девушками. Когда приезжал на гастроли знаменитый Театр имени Ивана Франко, его руководитель великий актер Богдан Ступка устраивал на херсонесском побережье субботники, собирая десятки мешков мусора. Но люди не хотят все это вспомнить и обрушиваются с огульной критикой на нынешнюю музеефикацию территории Херсонеса.
– Воспоминания о счастливой поре молодости, связанные с Херсонесом, я прекрасно понимаю. Но человек должен быть счастлив здесь и сейчас. Кто-то из великих сказал, что нет несчастней людей, которые живут только прошлым. Наша задача – не только сохранять, но и развивать музей-заповедник. Эти спорные дорожки любого посетителя ещё и дисциплинируют, а это очень важный аспект в работе федерального музея. Я не могу позволить, чтобы кто-то бегал по античным и средневековым стенам, потому что я знаю, с каким трудом золотые руки моих сотрудников собирают и укрепляют уникальное достояние нашей страны, открытое самоотверженным трудом наших археологов.
– Увы, вандалы не переводятся. В конце концов, если вам не жалко Херсонеса, пожалейте свои руки и ноги.
– Поэтому мы вынуждены ставить ограждения, после чего я столкнулась с какой-то странной агрессией: якобы Морозова вколачивает гвозди в древние херсонесские камни. Мне пришлось пригласить репортёров, чтобы показать, как мы бережно относимся к каждому камешку, помещая между ним и шурупом абразивную прокладку. Нет в Херсонесском музее варваров! А есть сплочённая команда, функционал которой похож на веер: одни добывают исторические факты, другие их обрабатывают, третьи доносят до людей посредством экскурсий, программ, книг, сувенирной продукции. Именно поэтому мы занимаем девятое место в научных публикациях в системе Российского издательского центра «Наука». В нашем коллективе 13 кандидатов наук. Мы входим в двадцатку лучших музеев страны. Пандемия, конечно, горькая страница в новейшей истории, но она сподвигла нас выйти в интернет-пространство и превратиться в современнейшее учреждение культуры. Мы формируем виртуальные туры и начали создавать 3d модели наших наиболее интересных экспонатов, которые можно внимательно рассмотреть дома, прикипеть к ним душой и приехать к нам, чтобы увидеть воочию. Мы создаем мини-сериалы об истории Херсонеса с участием наших сотрудников. Словом, каждый из нас старается изучать и популяризировать это неповторимое место силы.
– А проект новой экспозиции уже разработан?
– Конечно. Московские проектировщики вместе с созданной нами рабочей группой, куда вошли медиевисты, авторитетные ученые в области христианской культуры, византийского и древнеримского периодов, экспозиционеры, специалисты по развитию, в течение девяти месяцев чуть ли не каждый день в онлайн-режиме прорабатывали каждый зал на основе «сценария». Современное восприятие искусства диктует свои музейные каноны, а потому в подаче экспозиционного материала должна тщательно прорабатываться фабула, драматургия развития, кульминация. Главное определить, в чём наша стержневая идея и сверхзадача? Мы, совместно с проектировщиками, сконструировали херсонесский генетический код, на который накручивается самое дорогое, что есть у человека, – память.
– Херсонес – исторический фундамент России. И мистический, и метафизический, и экзистенциальный.
– Да, это так. Создание и открытие летом 2024 года Нового Херсонеса – это новая глава в истории всей нашей страны. Вы не представляете, сколько людей внимательно наблюдает за тем, что происходит с нами, и ждут, когда можно будет увидеть всё своими глазами. Реализуется беспрецедентный и фундаментальный музейный и научный проект. Удивительно, правда?
– Воля В. В. Путина творит чудеса. Ему удалось преодолеть морок модерна и смело шагнуть в будущее не только нашей страны, но и всего мира. Думаю, президент видит в развитии и обновлении сакрального пространства Херсонеса символ своей государственной деятельности.
– Очень важно, чтобы Херсонес приобретал всё большую привлекательность. Ведь в хорошие годы музей посетил миллион человек, а я хочу, чтобы два. Здесь многое зависит от ресурсов самого города. Пока не летают самолёты, мы будем проводить своего рода репетиции наших возможностей, будем обживаться, запустим новые программы. Представляете, у нас будет детский центр. Это моя огромная мечта, чтобы карапузики осваивали археологическое ремесло. Херсонес должен стать для них живой, даже веселой историей. Я хочу видеть здесь как можно больше пожилых людей. Сейчас, разговаривая с вами, вспомнила деда. Это был самый дорогой для меня человек, который меня вырастил и стал для меня высшим авторитетом. Как бы я хотела привезти его на Херсонес и спросить: «Тебе удобно прогуливаться по этим деревянным дорожкам, смотреть на море, сидя на скамеечке?» А он бы мне сказал, как всегда критикуя: «Рыжая, здесь что-то не доделано…» Дед привил моему сознанию традиции страны и семьи. Я не понимаю, как живёт человек, оторванный от традиций? Он становится похож на воздушный шарик, который летит туда, куда ветер подует.
– Сейчас многие воспринимают понятие «традиция» как анахронизм. А ведь традиция апеллирует не к прошлому, а к будущему.
– Конечно! Как можно не собираться всей семьей за обеденным столом? Из-за потери традиционного образа жизни с каждым годом умножается вина перед близкими людьми, которым не додаешь внимания, тепла, любви. Неужели не нашлось минуты или часа, чтобы посидеть рядом, разделить какие-то заботы? Не надо скупиться на добрые слова, иначе потом будет поздно и остается только общение в церкви, когда ставишь свечу за упокой родных душ. И я очень хочу, чтобы молодые ребята знали, как хорошо, когда ты привязан к человеку, семье, родине. Это и есть свобода.
Херсонес воспитывает вкус к традиции, ведь по этим камням ходили великие люди, складывали о нём легенды, прославляли своими духовными подвигами, творили историю, связанную с государственностью разных периодов. Вспомним хотя бы великих реформаторов-христиан, которые на этой земле ломали прошлое и созидали будущее – Андрея Первозванного, Климента Римского, Мартина Исповедника, Кирилла и Мефодия. А в 988 году здесь крестился князь Владимир. После чего Херсонес стал душой России, истоком нашей национальной идеи.
Изобразительные материалы предоставлены Отделом по связям с общественностью Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический»