Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 июня 2020 г.
  4. № 24 (6741) (17.06.2020)
Телеведение

Холодно

В Ханты-Мансийске прошёл XVIII Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»

17 июня 2020
Кадр из фильма «Холодно»

На фестивале состоялись премьеры дебютных картин, дающих представление о температуре молодого российского кино.

«Холодно» – название фильма Авдотьи Александровой, начинающегося в пасмурный ветреный день на берегу Балтийского моря. Герои фильма: молодой писатель, который живёт в наследственном отцовском доме, пребывает в творческом кризисе и, кажется, даже подумывает о самоубийстве, затем его гражданская жена, маленький сын и время от времени появляющиеся приятели – полупризнанные литераторы и художники, играющие самих себя. Сюжета в картине нет, действие состоит из вялого общения персонажей, выпивки и импровизированных разговоров о невостребованности, выражающих депрессивное настроение – признак выдохшегося времени.

В импровизационном стиле снят и фильм Артура Комиссарова с нарочито диким названием «Успокоился и сдох». В первом же кадре герой стреляется, а затем нам показывают, как он провёл предшествующее время – главным образом дома с подругой, которой он периодически задаёт одни и те же идиотские вопросы, и в бессмысленных тусовках, не раскрывающих ни характеры, ни обстоятельства, а в конце отправляется в тот же лес, где бродил в начале, однако не пускает себе пулю в висок, а исчезает в чаще. Что это значит, непонятно, но понятно, что знаком является само появление такого фильма и его участие в конкурсе фестиваля дебютов.

Самоубийством (реальным или нет – опять не ясно) начинается и «Котёл» Евы Басс. Фильм строится как рассказ жителя «раёна» (чей друг бросился с моста в реку в первом кадре) о себе и своём окружении, причём рассказ с явными чертами мифа: «В те времена, когда жизнь ещё имела смысл, построили огромный город. Чтобы обеспечить существование города, в нескольких километрах от него построили производство, которое в свою очередь породило район. Город и район соединили тоннельным коллектором. А когда всё это потеряло смысл, производство уплыло в частные руки, коллектор забросили, район изолировался...» Эта мифологизация, пусть и непоследовательная, роднит «Котёл» с ранними постсоветскими фильмами вроде «Гонгофера» и «Детей чугунных богов» и выводит его из бытовой плоскости в культурно-историческое пространство, в котором даже мат звучит освежающе – по контрасту с искусственным языком подцензурного кино. Притом «Котёл» – единственный дебют, где есть харизматичный и привлекательный герой (запоминающаяся роль Александра Кузнецова).

«Этюд #2» Андрея Бурмистрова частично основан на не упомянутой в титрах повести Михаила Елизарова «Нагант». Повесть написана от лица горбуна Саши Глостера, оставленного матерью в детдоме и оказавшегося виртуозным музыкантом, но от литературной формы в картине ничего не осталось. Горб убрали вместе с упоминанием о Горбачёве и Ричарде III, внутренний и довольно фантастический мир заменили безличной предкамерной реальностью, непрерывное историческое время первоисточника переформатировали в скачкообразное (кусочек детства, затем отрочества, юности и молодости) и в результате не только лишили героя индивидуальности, но и вернули в исходную точку: в последнем кадре Глостер, подобно успокоившемуся герою предыдущего фильма, возвращается в то же место, с которого начался фильм.

17-Аутло2.jpg

Кадр из фильма «Аутло»

Самый радикальный фильм в этом ряду – «Аутло» Ксении Ратушной. Кино – не спорт, однако первенство в негласном национальном соревновании имеет значение и тут. Первая голая женщина («Земля»?), первое матерное слово («Астенический синдром»?), первый половой акт («Маленькая Вера»?), первые гомоэротические сцены («Сто дней до приказа»?), первое садо-мазо («Про уродов и людей»?) и вот, пожалуйста, – первые трансвеститы, можно сказать, пионеры транс-кинореволюции. Главный герой – мальчик с девичьим лицом, влюблённый в классного в обоих смыслах альфа-самца с соответственной кличкой Альфач. Главная героиня – отвязная девица с белым лицом покойницы (её имя Outlaw означает «беспредел») и возможностью безнаказанно убивать, обеспеченной неким сверхмогущественным «папочкой»-генералом, зять которого, тоже в генеральском звании, испытывает нежные чувства к одному из двух присутствующих в фильме трансов, а сюжет сводится к тому, что по заказу Аутло подчинённые генерала похищают Альфача, сажают на цепь и предоставляют ей для сексуальных игр. Да и сам фильм, в общем, является попыткой трансгрессивной игры со зрителями.

Любопытно, что из ряда московских и питерских дебютов и по форме, и по настроению выпадает снятая в Якутии «Экспедиция» Гаврила Менкярова – рассказ о студенческой поисковой партии, которая ищет следы древней цивилизации. Поскольку фирменной якутской кинопродукцией являются хорроры, ждёшь очередной слешер о молодых любителях древностей, которые ненароком выпускают на волю какую-нибудь демоническую тварь, истребляющую тех, кто потревожил её покой. Но вместо ужастика следует ромком, герой которого, студент кулинарного, то бишь ветеринарного техникума, получивший отказ от любимой девушки-археолога, устраивается в археологическую партию, находит исторический артефакт, завоёвывает её сердце и назначается начальником следующей экспедиции. Всё хорошо, прекрасная маркиза, за исключеньем пустяка – памяти об ужасе, вопреки намерениям создателей фильма проглядывающем сквозь его оптимистический пафос.

Виктор Матизен

 

Тэги: Фестиваль Дебют
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Балет рифмуется с «Наследием»

    16.05.2025
  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • «Детский КиноМай» в апреле

    16.04.2025
  • В гармонии созвучий

    09.04.2025
  • «Вспомним всех поимённо»

    28.03.2025
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • «Русские классики. Фестиваль одного дня»

    105 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
  • Люди – деревья, люди – сад

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS