Да, съезд евробюрократии, который как победу представляли власти, состоялся. При этом Кишинёв был, по сути, заблокирован спецслужбами, а основной площадкой для речей, фотографирований, кофе-брейков и неформального общения стал так называемый Замок Мими.
Это восстановленное не так давно за счёт европейского гранта поместье бывшего председателя Бессарабского земства, комиссара Временного правительства России в 1917 году, председателя Центробанка Румынии в 1926-м, богача и предпринимателя (организовал в крае промышленное виноделие), этнического грека Константина Мими.
В годы Великой Отечественной войны в брошенных хозяином в 1940-м зданиях румынские фашисты устроили пересыльный концлагерь для красноармейцев, партизан, подпольщиков, евреев, цыган. По данным общественной организации «Август 44», через лагерь прошли свыше десяти тысяч узников, около трёх тысяч были казнены и похоронены в братских могилах.
То есть история у поместья ещё та… Но именно на площадке перед замковым комплексом президент Молдавии Майя Санду раскрыла замысел организаторов:
– Вот наконец-то настал день, когда молдавская власть реализовала право граждан на гордость!
Странно, но произнесла она эти радостные слова с усталым выражением лица во время своего пресс-подхода. Среди журналистов, кстати, не было российских, венгерских и турецких. А сербских коллег провёл на территорию замка лично министр иностранных дел Сербии. Торжество свободы слова!
Отсутствие русских (маячили только несколько иноагентов-блогеров) попробовал объяснить с присущей ему убедительностью Жозеп Боррель. По его разумению, «России здесь нет не потому, что мы не хотели приглашать Россию, но потому, что Путин исключил Россию из этого сообщества, запустив войну против Украины». Далее еврочиновник, на лице которого читались приметы употребления коллекционного молдавского кагора, вдруг заявил, что был бы не против появления русских на саммите возле местечка Бульбоаке (неподалёку расположен, как бы на сладкое, один из полигонов Министерства обороны РМ), но Москва сама сделала подобное невозможным. То есть опять ничего конкретного Боррель не сказал.
Температура в полдень ушла за отметку + 30 °C. Среди гостей выделялась могучая фигура азербайджанского лидера Ильхама Алиева. Его ироническая улыбка говорила, что «товарищ из Баку», для которого жара не испытание, про себя думает примерно так: «Чего суетятся? Спросили бы меня, я бы объяснил, как следует проводить подобные встречи! И как беречься от жары». Вскоре он деловито поздоровался с премьером Армении, и они удалились для заранее запланированных консультаций, ведь обоим было что обсудить по делу во имя благополучия своих народов.
Не скрывал скучающего вида премьер Венгрии Виктор Орбан. Наблюдая протокольные съёмки, я почувствовал, что, похоже, большинство господ прибыли согласно предписанию: явка обязательна. В скуку мог бы внести оживление Зеленский, казалось, он вот-вот запрыгнет на подиум и станет смешить публику репризами в стиле «95-го квартала». Но, видимо, и от него лидеры европейских государств подустали.
А тут ещё госпожу Санду огорчил премьер Британии Сунак, из слов которого вытекало, что скоро грядёт начало выдворения молдован из Туманного Альбиона. Сунак на посту премьера сделал ставку на борьбу с нелегальной миграцией под мощным давлением Консервативной партии: она требует в разы сократить численность мигрантов. И вот Сунак говорит: «Великобритания начнёт переговоры с Молдовой о новом соглашении по возвращению мигрантов в эту восточноевропейскую страну». Почему-то поглядывая в сторону Зеленского, Сунак добавил: аналогичная сделка с Грузией уже вступила в силу. Попутно он сообщил, что Великобритания делится разведданными с Болгарией, помогая тамошним правоохранителям преследовать банды, занимающиеся контрабандой людей с Западных Балкан и Восточного Средиземноморья в остальную Европу. В общем, между европейскими востоком и западом не всё тип-топ…
Правда, Сунак не обошёл стороной тему особых, чтобы не сказать больше, отношений с Зеленским. Он сказал: «Для меня всегда большая честь встретиться с моим другом президентом Зеленским. Мы работаем с друзьями и союзниками над тем, чтобы Украина имела боевой воздушный потенциал, необходимый для отражения продолжающихся российских атак».
Как обычно, много о чём говорил Макрон. Хотя из его велеречивых монологов трудно было понять, ратует ли он за скорое вступление Молдавии и Украины в ЕС или, наоборот, предлагает процесс растянуть во избежание «разочарований».
Послушаем французского златоуста: «Вопрос для нас не в том, должны ли мы расширяться, мы ответили на него год назад. И даже не в том, когда мы должны это сделать, что для меня означает – как можно скорее, а в том, как мы должны это сделать. Как многие из вас помнят, Франция возглавила изменение метода расширения в 2018 году, но война на Украине и ухудшение ситуации в некоторых регионах Западных Балкан показывают: наш нынешний метод не работает. Поэтому я думаю, что есть две ошибки, которых мы должны избегать. Первая заключается в том, чтобы сказать себе: ситуация ухудшается, давайте останемся такими, какие мы есть, дадим надежду Западным Балканам, Украине, Молдове и будем опять играть со временем. Мы очень хорошо умеем это, мы занимаемся этим уже долго. Если мы так поступим, я думаю, мы дадим больше возможностей всем тем, кто хочет дестабилизировать Европу внутри неё, и я думаю, что через несколько лет мы проснемся с ситуацией, которая значительно ухудшится. Второй ошибкой было бы сказать: «Давайте расширяться, это наш долг, это в наших геополитических интересах, я думаю, нам нужно закрепить Молдову и Украину, Западные Балканы, в нашей Европе. Вперёд! А к реформам вернёмся позже». Это также было бы катастрофой! Я считаю, что Европа пережила концептуальное и стратегическое пробуждение. Но ей необходимо довести до конца следствия этого для себя и своих соседей».
Ай да Макрон! Что называется, как хочешь, так и понимай…
Зато жёстко и конкретно высказался канцлер Австрии Карл Нехаммер: «Австрия стремится к тому, чтобы не было ускоренного пути для Украины или Молдовы в их устремлениях стать членами Евросоюза».
Что же в итоге? Вот мнение директора тираспольского Института социально-политических исследований и регионального развития Игоря Шорникова: «Смысл проведения в Молдове саммита Европейского политического сообщества – подпитать европейские иллюзии части населения, подтолкнуть людей к «правильному» выбору в ходе предстоящих избирательных кампаний и показать, что только Санду приведёт людей в ЕС». Далее Шорников отмечает: «В целом прошло пустое мероприятие, вызывающее недоумение. Заявление Санду, что присоединение Молдовы к ЕС возможно в 2030 году, выглядит странно. Особенно на фоне того, что холодный душ на неё пролил президент Румынии Йоханес, призвав не строить иллюзий о быстром вступлении в ЕС. Очевидно, что режим Санду, залогом устойчивости которого была европейская мечта, сильно шатается».
По убеждению Шорникова, тема русского языка, Приднестровья, Гагаузии, российских миротворцев и энергоресурсов, выхода на рынок России молдавской продукции, как и общей исторической памяти и общей веры – всё это никуда не делось и останется головной болью для команды Санду.
Сразу после закрытия саммита и разблокирования Кишинёва, 3 июня, прошёл многотысячный «Марш Победы». Люди на главном проспекте города скандировали: «Руки прочь от Дня Победы!», «Фашизм не пройдёт!», «Майя! Чемодан, вокзал – Брюссель!». Тысячи горожан несли портреты своих родственников – ветеранов войны. И этот марш можно также считать частью саммита в Замке Мими, где проходили привычные разговоры и раскупоривались бутылки с прекрасным молдавским кагором.