Советский ас Александр Клубов. Гвардейцы Покрышкина против пилотов люфтваффе. 1942–1944. – М.: Центрполиграф, 2012. – 296 с. – (На линии фронта. Правда о войне). – 3000 экз.
Александр Клубов из когорты прославленных питомцев покрышкинской школы по 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии по праву считался лучшим воздушным воином, отличным «охотником» и асом истребителей. Лётчики дивизии под командованием А.И. Покрышкина уничтожили во время боёв 1147 самолётов противника, много живой силы и боевой техники врага. 56 лётчиков этой дивизии стали Героями Советского Союза, а 4 – дважды, в их числе и А.Ф. Клубов.
В боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков Александр Клубов участвовал с 10 августа 1942 года по 1 ноября 1944 года. За этот период он произвёл 457 успешных боевых вылетов, из них: на штурмовку войск и техники противника – 25, прикрытие наземных войск – 224, расчистку воздуха – 19, прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков – 146, разведку войск противника – 16 и на «свободную охоту» – 17. Провёл 95 воздушных боёв, в ходе которых лично сбил 31 самолёт противника и в группе – 19.
Заслуги Клубова были не раз оценены по достоинству, об этом говорят многочисленные награды и звания: дважды Александр Фёдорович Клубов становился Героем Советского Союза и дважды награждён орденом Красного Знамени.
Мечта стать лётчиком появилась у Александра в годы, когда он работал на заводе у станка и впервые там увидел аэроплан. С тех пор Клубов упорно шёл к своей мечте, занимаясь в аэроклубе. Приобретённые им навыки пилотирования и прыжков с парашютом выделили его среди учеников Чугуевского военного авиационного училища, куда он поступил позднее. Пройденная школа так же помогла в короткие сроки освоить премудрости пилотирования и стать профессионалом своего дела.
Первый вылет стал для молодого Клубова проверкой на прочность. Прикрывая с воздуха путь, по которому шла переправка провизии и боеприпасов, ему предстояло ввязаться в бой с неожиданно появившимся противником. Работая в команде, удалось сбить четыре самолёта из восьми. Лично свой первый фашистский самолёт он подбил, участвуя в военных действиях под Моздоком. В боях на Кубанской земле он пополнил этот личный список ещё четырьмя самолётами.
Александра Клубова часто ставили в пример молодым пилотам как дальновидного и отважного лётчика. Он никогда не ждал нападения, а искал врага, раскрывая своё призвание истинного истребителя. Прекрасный характер, боевые заслуги и рост мастерства Клубова проследил в своём биографическом труде «Небо войны» А.И. Покрышкин – командир одного из истребительных полков, под командованием которого воевал пилот. Впоследствии два лётчика стали друзьями.
Искусно и доблестно сражался Клубов в боях на Днепре, сбив лично ещё десяток германских самолётов. Он участвовал во многих тяжелейших воздушных боях, настойчиво и героически сражаясь с противником. Его военная карьера и жизненный путь в полной мере раскрыли его удивительный талант лётчика и бойца.
Александру Клубову не довелось дожить до Дня Победы. 1 ноября 1944 года, после выполнения тренировочного полёта с польского аэродрома Сталева-Воля на истребителе Ла-7, которыми предполагалось перевооружить дивизию, Клубов погиб. Спустя некоторое время Президиум Верховного Совета СССР посмертно наградил гвардии капитана А.Ф. Клубова второй медалью «Золотая Звезда».