Марина Гусарова,
Симферополь
Первая книга Людмилы Касьяненко «Храм Мельпомены» увидела свет в 2007-м и была удостоена Премии Крыма. Вторая появилась три года спустя. И вот, через семь лет, я держу в руках третий том истории театра. Крымского академического русского драматического театра имени Горького, в котором автор служит завлитом уже тридцать пять лет.
Единственная запись в трудовой книжке – верный признак того, что работа стала призванием. Наверное, поэтому любовь к родному театру у Людмилы Григорьевны давно и безоговорочно перешагнула рамки профессиональных обязанностей. И три её книги «Храм Мельпомены» – трогательное, искреннее признание в этой любви. Немаловажная деталь: за эту титаническую работа автор взялась по собственной инициативе и без чьей-либо финансовой поддержки.
«Храм Мельпомены-3» я прочла на одном дыхании. Потому, что нашла там интересную и, к тому же доселе не известную мне информацию, а также возможность вместе с автором перелистать дорогие и мне страницы жизни театра.
Людмила Касьяненко – не из тех «компьютерных» авторов, которые умеют лишь мастерски перерабатывать информацию, извлечённую из всемирной паутины. Её книги – и «Храм Мельпомены-3» в том числе – по-настоящёму эксклюзивны. К примеру, мало кто знает, что автор полюбившейся многим поколениям крымских зрителей пьесы «Дети Ванюшина» Сергей Найдёнов, оказывается, жил в Крыму, а блиставшая на сцене нашего любимого театра вместе с Павлом Орленевым Алла Назимова стала звездой Голливуда. Порой эти бесценные факты автору приходилось собирать буквально по крупицам.
Открыв книгу, читатель начинает путешествие по таинственному лабиринту исторических параллелей, историй дружбы, любви, предательства, которые произошли не на сцене – в реальной жизни. С болью в сердце вспомнит о подвиге героической группы «Сокол», больше узнает о блистательной Павле Вульф, открывшей путь на большую сцену великой Фаине Раневской, познакомится с режиссёрами, работавшими в театре в новаторские и бурные двадцатые годы.
Лично для меня знакомство с «Храмом Мельпомены-3» – возможность не только узнать, но и вспомнить. Прекрасных актёров Ларису Бойко, Валерия Шитовалова, Владимира Денщикова, яркие роли которых стали для меня поводом для размышлений и… рецензий. И, конечно, ушедшего от нас чуть более года назад Анатолия Григорьевича Новикова – выдающегося режиссёра-реформатора, заставившего даже искушённую столичную публику рукоплескать театру в Симферополе. А «Записки завлита» воскресили в памяти любимые спектакли, созданные в разные годы на этой великой сцене.
Но главное в этой книге то, что каждое слово в ней написано сердцем, пропитано огромной любовью к театру, с которым автора на долгие годы связала судьба. Это чувство не просто завораживает – оно передается буквально с беглого взгляда на обложку, созданную талантливым единомышленником автора Юрием Шрадером. Такие книги, прочитав, не ставят на полку – их хочется перелистывать, вновь и вновь переживая историю крымского храма Мельпомены, вспоминать плеяду блестящих имён, череду знаковых премьер и гордиться, что этот храм Мельпомены – часть истории нашего города и нашего любимого Крыма.