Наталья Старосельская
18 июня исполнилось бы 90 лет Юрию Мефодьевичу Соломину. Вот уже полтора года прошло со дня его кончины, но память об этом выдающемся артисте театра и кино, режиссёре, педагоге, художественном руководителе Государственного академического Малого театра на протяжении без малого четырёх десятилетий, живёт не только в стенах старейшего театра.
Миллионы кино- и телезрителей пересматривают фильмы с его участием, к счастью, часто демонстрируемые телевидением, хранящиеся в недрах интернета, где есть и спектакли. И возникает каждый раз обманчивое, но такое необходимое ощущение, что Юрий Соломин так и остаётся с нами…
Человек, безгранично преданный тому театру, который он впервые увидел в школьные годы в документальном фильме, снятом по случаю 125-летия Малого, укрепился чувством абсолютной причастности к его традициям и значению ещё в годы учения в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина, так и оставшимися на всю жизнь одной из высших ценностей. Ещё в середине 90-х годов театральный критик Светлана Овчинникова справедливо писала в статье о Соломине: «Здесь бралось старое, казалось, устаревшее… Здесь наследство принималось с «обязательством по долгам». А долги – и перед зрителями, и перед самой историей Малого театра были огромные». К этим словам можно добавить только «долг перед самим собой», которому Юрий Мефодьевич оставался верным до последних дней. Долг перед подростковым потрясением, определившим судьбу.
Вместе с Виктором Ивановичем Коршуновым, замечательным артистом, ставшим директором Малого, они повели в путь корабль, вспоминая слова Михаила Ивановича Царёва, которые Соломин часто повторял: «Малый театр – корабль большой. Пока мы его развернём направо, всё изменится. Пока налево, то… Поэтому мы идём вперёд». Он и шёл вперёд – своим курсом, хотя далеко не сразу оценили это по достоинству и внутри коллектива, и снаружи…
Каково было им, востребованным и театром, и кинематографом артистам высокого профессионального уровня, любимым многочисленными зрителями, не просто войти в круг новых, непривычных и неведомых прежде обязанностей? Сколько ролей прошло мимо них, созданных словно для этих мастеров? Об этом сегодня вряд ли кто-то задумывается. Тем более что сами понятия «гражданская позиция» и «обязательства по долгам» к концу 80-х – началу 90-х девальвировались, пройдя каждое за последующие десятилетия ещё несколько раз по кругу, но первоначального значения так и не обрели вновь.
При этом, воспринимая Малый театр как национальное достояние, которое необходимо не только сохранить, но и защитить вопреки бурно сменявшимся временам, как не припомнить здесь слова одного из самых любимых героев Соломина, царя Фёдора Иоанновича, в диалоге с Годуновым:

«Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен – я не обманусь.
Тут мудрости не нужно, шурин, тут
По совести приходится лишь делать.
<...>
Я не хотел престола. Видно, Богу
Угодно было, чтоб немудрый царь
Сел на Руси. Каков я есть, таким
Я должен оставаться; я не вправе
Хитро вперёд рассчитывать, что будет!»
Но интуиция артиста, вероятно, повела по тому пути, который был проложен этим большим кораблём задолго до того такими спектаклями, как «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», «Царь Иоанн Грозный, «Царь Пётр и Алексей», своеобразно продолжая курс Императорского театра, но главным образом удовлетворяя стремление зрителей (пусть и не до конца осознанное и сформулированное) в период перестройки узнать как можно больше об истории своего Отечества. И список этот был пополнен пьесой С. Кузнецова «…И аз воздам», в которой Юрий Соломин сыграл последнего императора Николая II в последние дни его жизни. Самим своим существованием в сюжете артист преодолевал значительную схематичность драматургического материала: спокойный, сдержанный, полный чувства собственного достоинства, он продолжал нести в себе и ощущение высокого рождения, которое включает не столько гордость, сколько неистребимую ответственность за страну, расшатанную бурными волнами. До последней минуты эта ответственность не давала ему расслабиться, страшиться, проявлять свою ненависть к тем, кто физически уничтожит его любимую семью. Видя перед собой этого человека, зрители вольно или невольно переосмысливали историю того, кого называли Николаем Кровавым. Он был живым человеком, потому с полным на то правом в одном из интервью Юрий Соломин говорил: «Для меня и царь Фёдор, и Николай – прежде всего люди, у которых есть сердце… Я никогда не думаю о том, что играю царя, я играю человека с его силой и слабостью, сомнениями и душевной болью».

И это признание можно отнести ко всем ролям, сыгранным Юрием Мефодьевичем, среди которых были и водевильные, и комедийные, и драматические – его талант был невероятно щедр на все краски палитры. Даже «абсолютно положительные» герои, которых часто ни критики, ни зрители не оценивают как некоторую новую ступень в мастерстве того или иного актёра, были, если можно так выразиться, «по-разному живыми» в те или иные минуты развития сюжета спектакля или фильма.
И совершенно особую страницу его творческой жизни составили роли в пьесах А.П. Чехова, не только сыгранных, но и в поставленных Юрием Соломиным «Трёх сёстрах».
Он был Личностью из ряда тех, кто раньше или позже ушёл от нас, оставив по себе нетускнеющую память…

Можно вспомнить очень многие роли Юрия Мефодьевича, можно с грустью задуматься о тех, которые он должен был сыграть, но так и не сыграл в силу разных обстоятельств, но в любом случае стоит вспомнить десятилетия художественного руководства, актёрского и режиссёрского участия Юрия Соломина в этом неостановимом процессе творчества, о котором так точно писал в книге «Театральная Москва» В. Нелидов, подробно и с любовью рассказывающей о жизни Малого театра на переломе ХIХ и ХХ веков: «Заслуги новаторов несомненны и громадны, но есть у них и грех. Разрушая старое, они проглядели его завет: «Не учите, не проповедуйте, не анализируйте, не «поверяйте алгебру гармонией», не старайтесь на сцене, но живите, наслаждайтесь, любите, плачьте, горюйте, веселитесь для себя одного. Верьте, что всё на сцене правда, будьте наивны – и вы достигнете искусства. Только тогда зритель будет плакать, и смеяться, и жить вместе с вами». Вот это – доброе старое. Оно вечно. А вечное молодо».
Этому незыблемому закону Юрий Мефодьевич Соломин был верен всегда. Этому учил своих студентов и молодых артистов.
И сегодня мы в полной мере можем и должны с благодарностью оценить значение его главой роли – Хранителя.