Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 октября 2015 г.

Хроники древнерусского спецназа

28 октября 2015

Брызги крови по экрану, загрузки при переходе из одной локации в другую, один глобальный квест и ряд побочных для прокачки персонажей. Это не компьютерная игра, это сериал «Дружина» (автор идеи и режиссёр Михаил Колпахчиев), который прошёл не так давно по каналу «Россия 2». Это фильм, хотя битв предостаточно даже по меркам компьютерной ролевой игры. Правда, не разберёшь, к какому жанру его следует отнести. Для исторического в нём слишком много фантазии – оборотни, русалки, знахари-ведьмаки. Хотя обрамление соответствующее – на дворе 1234 год, великий Новгород, юный князь Александр Невский, поиски которого идут все восемь серий. Нет, всё-таки фэнтези. Зачин первой серии красноречиво свидетельствует об этом. Классика эпического фэнтезийного жанра – не то «Тёмный просыпается», не то «тьма надвигается», и только один герой, победитель всенародного голосования «Имя России», если помните, способен ей противостоять. Необычно только то, что в центре повествования не какая-нибудь там Хоббитания, а родная Русь-матушка.

Завязка сюжета соответствует канонам жанра. Белый маг Гэндальф, пардон, владыка Спиридон, архиепископ Новгородский, отправляет специальную дружину сильномогучих богатырей, разбитых по классам, как в классической RPG, разыскать непонятно где затерявшегося княжича Александра Ярославича. Пока гномы и эльфы, прощу прощения, дружинники, ищут отрока, в Эдорасе, тьфу ты, то есть в Великом Новгороде, разыгрывается знакомая картина из второй части «Властелина колец» Толкина. Теоден, извиняюсь, князь Ярослав, полностью впал в алкогольную зависимость и категорически неспособен сказать водке «нет». Пользуясь тем, что князь Новгородский спивается подобно первому президенту России, собравшаяся вокруг него семибанкирщина из местных бояр-олигархов пытается торговать родиной за тевтонские печеньки и плетёт заговоры, направленные не только на свержение существующего конституционного строя, но и на переход из православной веры в латинскую. В общем, Новгороду нужен новый князь, нужна сильная рука, пока древнерусский аналог лихих 90-х не привёл княжество к полной потере независимости.

«Дружина», кажется, собрала все фэнтезийные штампы разом. Но и этого мало. Тень знаменитых фильмов о монахах Шао­линя (дружина-то относится к ведению храма Святой Софии), гонконгских боевиков с какими-то фантастическими драками и всевозможным оружием так и витает над сериалом. Представители владычьей дружины в залихватском китайском стиле раскидывают врагов, похожих на зэков из фильма «Холодное лето 53-го», вышедших на волю по бериевской амнистии.

«Что за чушь, что за нелепая поделка?» – думаешь, глядя на эту дикую эклектику, в которой язычество перемешалось с христианством, история с фантастикой, компьютерная игра с фильмом. Но тут начинается самое удивительное. Фильм, казалось бы, лишённый оригинальности, сотканный как лоскутное одеяло из всего, что только можно, заставляющий время от времени зажимать уши, потому что персонажи XIII века сыплют репликами из века XXI, начинает затягивать.

Комикс не комикс, можно спорить долго. Лучше сказать по-другому: перед нами один из немногих удачно скроенных кинолубков. Авторы полностью отбросили психологию, всю эту возню с внутренним миром персонажей, тормозящую сюжет. Все характеры героев – как положительных, так и отрицательных (за исключением своеобразного трикстера – разбойника Малявы, которого убедительно сыграл Андрей Шимко) – нарисованы одним-двумя мазками. Это пошло фильму только на пользу. Получилась динамичная приключенческая картина с яркими боевыми сценами и внятным, более-менее логичным сюжетом. Никаких полутонов, чётко и ясно очерченные лагеря. На одной стороне – силы света и добра, на другой – силы тьмы.

Несомненный плюс сериала – актёрский состав. Не успевшие примелькаться лица, полное отсутствие звёзд, кочующих из одного сериала в другой, утомивших уже своим назойливым присутствием публику. Фильм, в котором нет Гоши Куценко, Фёдора Бондарчука, Татьяны Арнт­гольц или Марины Александровой, – уже диковина. И пусть актёры не всегда на высоте, смотреть на их ошибки не так больно, как на примелькавшуюся, граничащую с халтурой игру многих звёзд.

Но главное – это дозированный, а потому убедительный патриотизм, звучащий на протяжении всего фильма, убедительная картина симфонии государства и церкви, народа и власти. Главное – герои, в доброте и чистоте помыслов которых не сомневаешься, которым незаметно, по ходу действия начинаешь сопереживать. Главное – правильно расставленные нравственные акценты, мысль о том, что путь зла и предательства – это всегда путь к бесславию и гибели.

Зритель постарше, привыкший к современной идеологии полутонов и нравственной неопределённости, усмехнётся прямолинейности фильма, его наивности, категоричности в оценках. Но эта прямолинейность, беззаветная преданность идеалам добра и патриотизма, без излишнего раздувания щёк – как раз то, чего сейчас не хватает. Вспахано неглубоко. Но, может быть, как раз так и надо: без фанфар, легонько, ненавязчиво, душевно. Для молодого поколения – и вовсе в самый раз. Линия фильмов, утверждающих высокие идеалы через приключенческий сюжет, через деятельных героев, у нас практически заглохла. «Не бойся, я с тобой», «В поисках капитана Гранта», «Гардемарины, вперёд!», «Макар-следопыт»... Почти 30 лет утекло с тех пор, как советские школьники со всех ног неслись к телевизору, а к ним присоединялись мамы и папы, вся семья, для того чтобы смотреть, как «добро с кулаками» побеждает зло.

«Дружине» пока далековато до идеала. Но достижение его – вопрос техники, бюджета, вопрос преодоления детской болезни подражательства. Верная интонация найдена. Хотелось бы сохранить и развить её, не утопив в пучине пошлости и пафоса.

По «Дружине» вряд ли можно изучать историю, обряды и верования древних славян, она вряд ли разовьёт чувство прекрасного, но урок основам добра и справедливости, милосердия и любви к Отечеству, несмотря на легковесность своего содержания, этот сериал дать вполне способен.


Тэги: Телесериал
Обсудить в группе Telegram

Сергей Морозов

Морозов Сергей Борисович родился в 1976 году. В... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Amazon назвали дату выхода первой серии телесериала по «Властелину колец»

    03.08.2021
  • Актуальные декабристы

    24.01.2018
  • Миф о невозможности быть талантом

    21.12.2016
  • Кризис полового возраста

    31.08.2016
  • Рублёвка, 38

    14.04.2016
  • Воле моей супротив,

    85 голосов
  • Чернобыль в мозгах

    82 голосов
  • Рублёвка, 38

    82 голосов
  • Берёза, Люся, стыд

    73 голосов
  • Кризис полового возраста

    61 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS