Поэзией, если судить по соцопросам, сегодня у нас интересуется чуть более 1% молодёжи. А много ли – песнями, написанными на хорошие стихи? Вот как автор многих песенных шедевров Николай Добронравов высказался о судьбе этих особых стихов, ставших песнями: «Сейчас наша песня уходит в подполье, / Сейчас наша песня почти не слышна…»
«Почти» – это об исполнителях, которые остались верны традициям мелодической сердечной песни, которая нашим предкам «строить и жить помогала». Кто не обременён атрибутами «звёздности» – громоздкой аппаратурой, обслугой, комфортом, внушительными гонорарами и постоянной пропиской на экранах ТВ. Кто выступает на сценах филармоний, клубов, домов культуры, в библиотеках… Может быть, вспоминая об этих упрямых энтузиастах-подвижниках, патриарх песенного творчества и выразил надежду в новой песне на музыку, конечно же, всенародно любимой Александры Пахмутовой: «И воскреснет наша песня – зачарованная даль…» Воскреснет, если не иссякнет бескорыстная рать исполнителей, если вернутся они в радиоэфир и на экраны ТВ…
Мне посчастливилось побывать на концерте в ЦДРИ Надежды Колесниковой. Эту певицу с редким лирическим сопрано называют «хрустальным голосом России». Уроженка воронежской глубинки, выпускница Гнесинки, обладатель абсолютного слуха, она аккомпанирует себе на рояле, пишет музыку к полюбившимся стихам, делает аранжировки. Есть у неё такая особая миссия – знакомить зрителей с высокой русской поэзией, рассказывая об авторах стихов, ставших песнями. На концертах Надежды Колесниковой звучат не только популярные песни и романсы, но и новые, которые хочется запомнить и петь: на стихи Николая Дмитриева, Николая Тряпкина, Петра Проскурина, Юрия Паркаева, Натальи Чистяковой...
И ловишь себя на мысли: какое это редкое счастье сегодня – услышать со сцены живое поэтическое слово, «безфанерный» звенящий голос, увидеть летающие по клавишам руки и испытать восторг неподдельных чувств.
Слушаешь мелодию полузабытого русского композитора Александра Лобзова на рубцовские слова: «В этой деревне огни не погашены. / Ты мне судьбу не пророчь…», и вдруг мелькает мысль: а ведь это поэт – об истории с объявлением «бесперспективными» многих справных деревень, подлежащих по воле чиновников переселению. Но здравыми силами брежневского фронтового поколения приостановленного – до самой горбачёвской перестройки. Но вот «в этой деревне огни не погашены». Пока… И грустишь: с каким запозданием дошло до нас, что так называемый застой как раз и был «золотым веком» русской деревни, да и русской народной и советской песни с её кумирами – Людмилой Зыкиной, Ольгой Воронец, Валентиной Толкуновой, Анной Герман…
На философские стихи Петра Проскурина «Земные сны» Надежда Колесникова создала романс, тоже ведущий к масштабным размышлениям: «Вселенная – космическая ночь…/ В её глубинах тихо отразилось, / Как поколенья уходили прочь…» И припев: «Плывут, плывут земные сны / Под тихими своими парусами»… «Под тихими…» И вдруг замечаешь среди сегодняшней грохочущей какофонии попсы и навязчивой трескотни из телевизора, что русские поэты часто обращаются к словам: тихо, тишь, тишина… У Рубцова – «тихая моя родина», «тихо ответили жители…» В песне Надежды Колесниковой на слова Николая Тряпкина «А на улице снег» – о том же счастье тишины: «А в скиту моём глушь, а в скиту моём тишь…»
Благодаря ведущей концерта Ларисе Барановой-Гонченко и выступающим на сцене поэтам концерт превращается в вечер воспоминаний о тех, кто ушёл, но стихи их живут в песнях.
Поэт Валерий Латынин рассказывает, как в нынешней суете забываются известные при жизни авторы: в 100-летний юбилей Николая Тряпкина отправились писатели на его могилу – и еле нашли, заброшенную. Восстановили.
Недавно ушедший поэт Юрий Паркаев оставил добрую память созданием у себя на родине, в городе Павлово Нижегородской области, праздника «Малая Родина». Надежда Колесникова растрогала зал песней на его слова «Детство моё, васильковое лето». На экране появляется портрет поэта, и кажется, будто это он обращается в песне от имени всех ушедших со светлой грустью к сегодняшней детворе: «Вы нас не ждите, девчонки-мальчишки / Мы не вернёмся назад никогда»… «Вы, непоседы, едва ли поймёте, / Шумными играми увлечены, / Что, между прочим, и дяди, и тёти / Бывшие жители вашей страны»...
На эту призывную песню побежали к сцене с цветами зрители: девчонки и мальчишки, и люди постарше. Их представила залу исполнительница: дочка и внучка Юрия Паркаева, семья Николая Дмитриева. Потомки творцов незабываемых фронтовых шедевров – внук Бориса Мокроусова, дочь Серафима Туликова, внучка Алексея Фатьянова…
На концерте звучали песни трёх поколений творцов: от романса К. Симонова на музыку Ю. Бирюкова «Ты, крылатая песня, слетай…» до попурри фронтовых песен. От шедевра на слова А. Фатьянова, музыку В. Соловьёва-Седого «Соловьи, соловьи» до новых, созданных только что Надеждой Колесниковой песен: «Гармонь» на слова Натальи Чистяковой и «Вдруг ослепит на повороте» – Николая Дмитриева.
И вспоминали гости-поэты, что дочь Алексея Суркова Наталья создала на том пятачке земли, где было «до смерти четыре шага», Музей «Землянка». А вдова Алексея Фатьянова на его родине в Вязниках на Владимирщине с помощью поклонников его творчества и земляков учредила ежегодные Фатьяновские праздники, проходящие в конце июля, где с неизменным успехом выступает певица Колесникова.
…А Надежда опять листает сборники стихов – в поисках особых, рождённых стать песней.