Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 августа 2016 г.
Общество

Художественная летопись длиною в жизнь

24 августа 2016

Дмитрий Белюкин. Dmitry Belyukin. – М.: Издательский дом PrePress International», 2015. – 648 с. – 1400 экз. – VIP-тираж 100 экз.

Описать свою жизнь в искусстве, показать сквозь призму своих произведений течение времени решился народный художник России Дмитрий Белюкин. Недавно он выпустил монументальный труд – летопись 30 лет художественной деятельности, альбом-монографию в картинах «Дмитрий Белюкин». Альбом получился удивительным по красоте, масштабам и размаху – 736 авторских репродукций, 648 страниц, вес около шести килограммов, итальянская плюшевая кожа цвета металлик с шиммером, серебряный обрез.

Несмотря на заявленные нескромные параметры, в этом нет китча или стремления выделиться – всё сделано и подобрано с большим вкусом и внутренней логикой, с чувством меры. Работа над альбомом шла кропотливая, подготовка к печати заняла около семи лет, в течение которых неоднократно менялись стили, вносились технические коррективы, подбиралось кадрирование иллюстраций, менялись шрифты. В итоге монографический альбом был выпущен Издательским домом PrePress International при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного и Центра Национальной славы России, а отпечатан в рижской типографии PNB (под руководством легендарного российского печатника А.Ф. Махлова). Вопреки ожиданиям альбом надо читать, а не смотреть: много работ предваряет вводный текст (на английском и русском языках), погружающий читателя в контекст, рассказывающий историю создания и расставляющий важные семантические акценты, необходимые для понимания того или иного полотна. Кроме прочего, многие элементы репродукций можно рассмотреть в укрупнённом виде, детально, некоторые работы сопровождают комментарии художника, живой авторский текст. Так, например, можно приближённо разглядеть ордена на мундирах офицеров, искорёженный герб Российской империи, лихой галун на гарцующем всаднике в знаменитое Бородинское утро или же подробную карту на столе у царя – Верховного главнокомандующего.

Помимо работ художника в монографию вошли искусствоведческие статьи и эссе исследователей его наследия Ольги Костиной, Елены Степанян и Ольги Морозовой, где они анализируют творческий путь мастера, подробно рассказывают о его наиболее значимых произведениях, дают ёмкие характеристики.

В альбоме представлено всё многообразие жанрового репертуара художника, а также различность инструментария, полифоничность тем и вариаций. Творчество разбито на главы: историческая картина, портрет, графика, пейзаж. Нашёл отражение в монографии художника и семейный творческий тандем отца и сына – здесь опубликован весь уникальный пушкинский цикл (совместная работа – «Евгений Онегин»), его «пушкиниана». Помимо этого, впервые опубликована не только графика, но и эскизы к знаменитым полотнам (зарисовки архитектуры, моды XVIII–XX вв., костюма, артефактов и пр.), впервые помещён цикл «Раны Афганистана», сначала запрещённый цензурой, а потом награждённый премией Ленинского комсомола. Также на суд читателей представлена наиболее полная подборка исторических полотен (от портретов Петра Великого, Суворова и императрицы Елизаветы до монументально-многофигурного полотна – «Белая Россия. Исход» и работы «Начало перестройки»), с укрупнёнными фрагментами, разбором важных деталей. Композиционно главы располагаются не по хронологии – работы ранжированы по авторскому пониманию их значимости. Так, например, открывает повествование «Диалог с историей», а завершает альбом художника неожиданный «бонус»: «Из истории семьи» – глава, посвящённая семейной хронике с уникальными воспоминаниями, архивными фотографиями, автобиографическими зарисовками, в частности, идёт рассказ об отце, Анатолии Ивановиче, по стопам которого пошёл Дмитрий. Стоит подчеркнуть, что Дмитрий Белюкин – художник потомственный, из семьи интеллигентов. Его отец – известный график и книжный иллюстратор Анатолий Иванович Белюкин, а мать – литературный редактор Ксения Николаевна Чаевская.

Творческий путь Белюкина-младшего начинался в мастерской портрета Ильи Сергеевича Глазунова (в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова). По воспоминаниям, ещё тогда Дмитрий ставил перед собой задачу воссоздавать дух далёкого прошлого. Прошлого в поэтическом ореоле – присмотревшись к работам, это замечаешь очень явственно. Белюкин – один из немногих приверженцев классического направления, специалист многофигурной историко-событийной картины. Знаковые, переломные события России он показывает, как бы проживая их, пропуская через себя, предлагает зрителю погрузиться вместе с ним в непростые исторические перипетии. Потому монография «Дмитрий Белюкин» – это некое зеркало, своеобразная летопись времени, дыхание которого явственно чувствует творец и которым он пытается поделиться с ценителями его творчества и художественного метода.

Помимо важной семейной и исторической темы, отражённой в монографии, нельзя обойти вниманием и ключевую для художника главу «Святые места Православия». Сейчас в Москве в картинной галерее народного художника Дмитрия Белюкина в Царской башне Казанского вокзала проходит выставка «Афон. К 1000-летию присутствия русских на Святой горе», для посетителей она открыта до 3 сентября – на ней можно увидеть работы Белюкина, представленные в альбоме, а также новые, недавно написанные произведения автора.

Тэги: Книги Критика Субъектив
Обсудить в группе Telegram

Екатерина Писарева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Путь к историческому беспамятству

    192 голосов
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Эффект 25-го кадра

    135 голосов
  • Един в трёх лицах

    105 голосов
  • Маленький принц и большая война

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS