Борис Мессерер. Живопись, графика, инсталляции (к 75-летию художника)
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляют выставку
Выставка в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина посвящена творчеству академика Российской академии художеств, известного театрального художника, живописца и графика, давнего друга Пушкинского музея Бориса МЕССЕРЕРА.
Выпускник Московского архитектурного института, Б.А. Мессерер (1956) в значительной степени посвятил себя театральному искусству. Он тесно сотрудничал с Московским Художественным академическим театром, возглавляемым Олегом Ефремовым. В 1990–1997 годы был главным художником МХАТа им. Чехова.
В течение многих лет Борис Мессерер осуществлял постановки в «Современнике», театрах им. Евгения Вахтангова, им. Моссовета, Сатиры и других.
Особого внимания критики удостоились работы художника к таким известным спектаклям, как «Назначение» и «Старшая сестра» А. Володина («Современник», 1962–1963 годы), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана («Современник», 1964 год), «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен (Театр Сатиры, 1968 год), «Дальше – тишина» В. Дельмара (Театр им. Моссовета, 1969 год), «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса (МХАТ, 1975 год), «Принц и нищий» М. Твена (МХАТ, 1980 год), «Самоубийца» Н. Эрдмана (Театр Сатиры, 1982 год), «Три возраста Казановы» М. Цветаевой (Театр им. Вахтангова, 1985 год), «Горбун» С. Мрожека (Театр им. Маяковского, 1991 год), «Трагики и комедианты» В. Арро (МХАТ, 1991 год), «Горе от ума»
А. Грибоедова (МХАТ, 1992 год), «Борис Годунов» А. Пушкина (МХАТ, 1994 год), «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (МХАТ, 1997 год), и другим.
Среди наиболее значительных сценографических работ Мессерера – известные оперные и балетные спектакли: «Подпоручик Киже» С. Прокофьева (Большой театр, 1963 год), «Золушка» Прокофьева (Тбилисский театр оперы и балета им. Палиашвили, 1966 год), «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (Большой театр, 1967 год), «Левша» Б. Александрова (Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова, 1976 год), «Спартак» А. Хачатуряна (Ереванский театр оперы и балета им. Спендиарова, 1978 год), «Щелкунчик» П. Чайковского (театр «Кремлёвский балет», 1993 год), «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (Большой театр, 1990 год), «Светлый ручей» Д. Шостаковича (Большой театр, 2003 год) и другие.
Б.А. Мессерер осуществил несколько постановок за рубежом – в Лейпциге (1964), Софии (1981), Любляне (1992).
Особую грань творчества Мессерера составляет книжная графика. В 1980 году вместе с писателями В. Аксёновым, Б. Ахмадулиной, А. Битовым он стал участником издания (не разрешённого цензурой) журнала «Метрополь».
Борис Mecceрер много занимается живописью, станковой графикой и инсталляцией. Он – участник московских, всероссийских и зарубежных выставок, в том числе в Лондоне, Сан-Паулу, Праге, Милане, Венеции, Эдинбурге, Бостоне.
Персональные выставки Мессерера: МОСХ РСФСР (Москва, 1981 год), Выставочный зал Союза художников Грузии (Тбилиси, 1983 год), Дворец искусств (С.-Петербург, 1989), Центральный Дом художника (Москва, 1990), Российская академия художеств (Москва, 1994 год), Русский музей (С.-Петербург, 1995), ГМИИ им. А.С. Пушкина (2000 год), персональная выставка в Манеже (Москва, 2003 год.)
Известный искусствовед Виктор Ванслов писал:
«Борис Мессерер получил архитектурное образование, но, будучи при этом великолепным живописцем и рисовальщиком, очень скоро ощутил, что его призвание – театр. Он дебютировал в 1960-е годы в самом прогрессивном театре того времени – «Современнике», оформив ряд прогремевших на всю страну драматических спектаклей. В те же годы начал работать в балете. Уже в первых спектаклях, блестяще написанных декорационных панно сатирического характера, проявилось дарование Б.А. Мессерера как глубоко и оригинально мыслящего художника новаторских форм, поразила глубина трагедийной образности. Мессерер – живописец-станковист и график, дизайнер. Его выставочные экспозиции характеризуются гармоничностью, соответствием теме и задаче показа материала, всегда – тонким вкусом».
Информационные спонсоры: «Литературная газета», «Московская правда», интернет-портал «Музеи России».