Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Художник новаторских форм

01 января 2007

АНОНС

Борис Мессерер. Живопись, графика, инсталляции (к 75-летию художника)

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляют выставку

Выставка в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина посвящена творчеству академика Российской академии художеств, известного театрального художника, живописца и графика, давнего друга Пушкинского музея Бориса МЕССЕРЕРА. 

Выпускник Московского архитектурного института, Б.А. Мессерер (1956) в значительной степени посвятил себя театральному искусству. Он тесно сотрудничал с Московским Художественным академическим театром, возглавляемым Олегом Ефремовым. В 1990–1997 годы был главным художником МХАТа им. Чехова. 

В течение многих лет Борис Мессерер осуществлял постановки в «Современнике», театрах им. Евгения Вахтангова, им. Моссовета, Сатиры и других. 

Особого внимания критики удостоились работы художника к таким известным спектаклям, как «Назначение» и «Старшая сестра» А. Володина («Современник», 1962–1963 годы), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана («Современник», 1964 год), «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен (Театр Сатиры, 1968 год), «Дальше – тишина» В. Дельмара (Театр им. Моссовета, 1969 год), «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса (МХАТ, 1975 год), «Принц и нищий» М. Твена (МХАТ, 1980 год), «Самоубийца» Н. Эрдмана (Театр Сатиры, 1982 год), «Три возраста Казановы» М. Цветаевой (Театр им. Вахтангова, 1985 год), «Горбун» С. Мрожека (Театр им. Маяковского, 1991 год), «Трагики и комедианты» В. Арро (МХАТ, 1991 год), «Горе от ума»
А. Грибоедова (МХАТ, 1992 год), «Борис Годунов» А. Пушкина (МХАТ, 1994 год), «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (МХАТ, 1997 год), и другим. 

Среди наиболее значительных сценографических работ Мессерера – известные оперные и балетные спектакли: «Подпоручик Киже» С. Прокофьева (Большой театр, 1963 год), «Золушка» Прокофьева (Тбилисский театр оперы и балета им. Палиашвили, 1966 год), «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (Большой театр, 1967 год), «Левша» Б. Александрова (Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова, 1976 год), «Спартак» А. Хачатуряна (Ереванский театр оперы и балета им. Спендиарова, 1978 год), «Щелкунчик» П. Чайковского (театр «Кремлёвский балет», 1993 год), «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (Большой театр, 1990 год), «Светлый ручей» Д. Шостаковича (Большой театр, 2003 год) и другие. 

Б.А. Мессерер осуществил несколько постановок за рубежом – в Лейпциге (1964), Софии (1981), Любляне (1992). 

Особую грань творчества Мессерера составляет книжная графика. В 1980 году вместе с писателями В. Аксёновым, Б. Ахмадулиной, А. Битовым он стал участником издания (не разрешённого цензурой) журнала «Метрополь». 

Борис Mecceрер много занимается живописью, станковой графикой и инсталляцией. Он – участник московских, всероссийских и зарубежных выставок, в том числе в Лондоне, Сан-Паулу, Праге, Милане, Венеции, Эдинбурге, Бостоне. 

Персональные выставки Мессерера: МОСХ РСФСР (Москва, 1981 год), Выставочный зал Союза художников Грузии (Тбилиси, 1983 год), Дворец искусств (С.-Петербург, 1989), Центральный Дом художника (Москва, 1990), Российская академия художеств (Москва, 1994 год), Русский музей (С.-Петербург, 1995), ГМИИ им. А.С. Пушкина (2000 год), персональная выставка в Манеже (Москва, 2003 год.) 

Известный искусствовед Виктор Ванслов писал:
«Борис Мессерер получил архитектурное образование, но, будучи при этом великолепным живописцем и рисовальщиком, очень скоро ощутил, что его призвание – театр. Он дебютировал в 1960-е годы в самом прогрессивном театре того времени – «Современнике», оформив ряд прогремевших на всю страну драматических спектаклей. В те же годы начал работать в балете. Уже в первых спектаклях, блестяще написанных декорационных панно сатирического характера, проявилось дарование Б.А. Мессерера как глубоко и оригинально мыслящего художника новаторских форм, поразила глубина трагедийной образности. Мессерер – живописец-станковист и график, дизайнер. Его выставочные экспозиции характеризуются гармоничностью, соответствием теме и задаче показа материала, всегда – тонким вкусом». 

Информационные спонсоры: «Литературная газета», «Московская правда», интернет-портал «Музеи России».

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Одностишия

    01.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS