«Похудеть к пляжному сезону!», «Похудеть навсегда!» – соблазняют объявления в Сети, СМИ, на столбах и дверях подъездов. На наших глазах проблема ожирения превратилась из частной проблемы немногих едва ли не во всеобщую, мечта похудеть – в недостижимый идеал, а худоба – в признак успеха. Оно понятно: модно и престижно то, что редко и нелегко достижимо. Доктор Мясников говорит, что в мире каждый второй страдает от лишнего веса. Даже если под «всем миром» подразумевается только «золотой миллиард» – и то многовато. Но ведь 2 млрд недоедают!
Как-то, будучи в Амстердаме, зашла в музей, где «старые голландцы». В зале на полу сидели голландцы новые – недоросли обоего пола лет пятнадцати и непрерывно отхлёбывали из бутылок кока-колу. Перед ними стоял учитель и что-то объяснял. Как уродливы были девицы! Да будь я такой – не только в их, но и в своём теперешнем возрасте – я бы просто перестала есть. Вообще. До тех пор, пока не привела бы себя в норму. А тут – хоть бы хны. «Боди позитив» называется: принимай себя такой, какая ты есть. Если узнаю, что пропаганда «позитива» проплачена гигантскими пищевыми корпорациями, – ничуть не удивлюсь.
У нас девиц таких гораздо меньше, зато в изобилии необъятные тётушки и мужики с фигурой брюхатой попадьи. При этом очевидный совет: поменьше есть – встречают с раздражением, переходящим в озлобление.
Доктор медицинских наук, бывший руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко как-то посоветовал пожилым есть поменьше. Как же его проклинали! А ведь сказанное доктором – это, как выражался Остап Бендер, «медицинский факт».
Почему же с таким остервенением люди отстаивают привычку переедать? Да потому что в этом, видимо, у многих главный интерес в жизни. Другого нет.
Жить не для чего. Вот спросите у нормального среднего европейца, в чём смысл жизни. Неприличный вопрос. Цель жизни – учит современная расхожая философия – в самой жизни. Наслаждаться каждым моментом бытия. Радовать себя любимого.
Совершенно ясно: раз цель жизни – сама жизнь, то человек почти автоматически превращается в животное. Цель жизни – чисто человеческое свойство, животному неизвестное. У тех именно так: цель жизни – сама жизнь. Мечтаний нет. Поел, спарился, полежал на солнышке – и порядок. Если пищи много – ест, такой у него инстинкт. Но в дикой природе избытка пищи не бывает, а на ферме кормят по норме.
У многих же людей ныне – всё иначе. Пищи полно. Смысла нет. Большого интереса нет. Поэтому человек ищет его в мелких кайфах. Самый простой и доступный – пожевать чего-нибудь. Жуют непрерывно. Бизнес тут как тут: в городе нельзя пройти десяти метров, чтобы не встретить чего-нибудь жевательного. А следом – всеобщая борьба с лишним весом. Имеется индустрия средств похудения с миллиардными оборотами, журналы издаются. Никто не замечает идиотизма ситуации: сначала обжираются и жиреют, а потом – ценою титанических усилий – худеют. Вернее, никто особо не худеет, но все при деле. Сенека говорил когда-то: «Edimus ut vivamus, sed non vivimus ut edamus» – «Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть». Современное белое человечество в массе живёт, чтобы есть.
Каждый может вспомнить собственный опыт: человек худеет тогда, когда ему интересно жить, когда у него есть цель, есть к чему стремиться. Тогда он просто меньше ест – столько, сколько нужно для поддержания жизни, чтоб силы были. Когда для поддержания нормального веса нужно считать калории – значит, у человека главное удовольствие – пожевать. Других нет. Он сам может думать всё что угодно, но его тело скажет правду.