Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 ноября 2025 г.
  4. № 47 (7011) (13.11.2025)
Литература Библиосфера

«Киберсант»: писатель из котельной

26 ноября 2025

Максим Замшев

Анатолий Белоусов. Киберсант (краткая история отечественного инфобизнеса): мистический роман. 

– СПб.: Четыре, 2025. – 640 с.

Анатолий Белоусов создал масштабное полотно. С первых страниц мы видим, что перед нами развернётся история человека, который выстраивает свою судьбу. Главный герой, Барский, работает в котельной и пишет романы, мечтая стать литератором. Чем не голливудский зачин по-русски? Также с самого начала текста Белоусов показывает, что письмо будет очень подробным, что даст читателю проследить за всем, что будет происходить с героями. В этом есть и обаяние, и интрига.

Как водится в хорошей драматургии, герой перед нами раскрывается постепенно, через разговор с приятелем Змеевым, где они предаются фантазиям и где мы понимаем, что Барский – человек с большими планами, не робкий и способен, подобно настоящему писателю, в голове конструировать свои самые захватывающие приключения. И эти приключения в итоге далеко не всегда виртуальны.

Роман абсолютно современен и поэтому показывает нам все стороны современной жизни в XXI веке. Это видно и в речевых характеристиках героев, и в многочисленных цитированиях Интернета. Это не только полифонизирует текст, это важно для понимания общей идеи.

Внутренняя жизнь героя решена через множество диалогов с несуществующими собеседниками. Это интересный, не так часто встречающийся приём, для выполнения которого нужны и опыт, и мастерство. Они у Белоусова есть.

Это роман о том, что человек способен проживать не только одну свою линейную жизнь, но и существовать одновременно в разных мирах. Что-то здесь есть от «Игры в бисер» Гессе. «В этом новом интерактивном мире Алексей Николаевич был одновременно и Богом-Творцом, и постигающим сущность этого Бога философом; путешественником и неподвижно стоящим изваянием, на которое путешественник пришёл посмотреть; автором и читателем; изучающим и изучаемым; статистом и главным героем; нападающим и тем, на кого нападают; личностью и никому не известным безликим фантомом».

Жизнь у компьютера в романе занимает много места, как, впрочем, почти у любого человека XXI века. В виртуальных диалогах расставляются смысловые акценты, мысли героя просвечиваются, как рентгеном. Есть в этих переписках заявления почти политические: «Конечно! Посмотри, сколько вокруг умнейших людей, влачащих жалкое, полунищенское существование. И сколько вокруг дегенератов, учившихся в школе на двойки и тройки, которые теперь ворочают миллионами». Однако это не просто левая мантра, в романе из этого вытекает целая цепочка интереснейших рассуждений, с опорой на труды старых философов и на опыт современных интеллектуалов.

Фигура главного героя предельно усложнена. С одной стороны – писатель, существо с тонкой организацией, с другой – человек явно не чуждается криминальных делишек и людей из криминального мира. Здесь Белоусовым движет не только желание создать такого оригинального, противоречивого героя, но и заложить основы для остросюжетных пружин текста, а они головокружительны. В этом смысле герой чуть сродни Робин Гуду, его преступления не вызывают у читателя отторжения, он следит за перипетиями сюжета и болеет за героя, чтоб его не поймали. Дар Белоусова выстраивать сюжет вызывает и восхищение, и белую зависть одновременно.

«А ведь могло и не повезти. Свезли бы его в участок, продержали бы там до утра, а утром подоспела б и заява из РСУ. Так, мол, и так, совершена кража со взломом, пропал воздухонагнетательный аппарат с дизельным приводом. Тут уж любой тупица догадался бы, что к чему. А если б его ещё и пару раз приласкали дубинкой по почкам, он и сам с превеликой радостью во всём бы сознался. Упал бы милиционерам в ножки, покаялся и написал чистосердечное признание».

Сложность характера героя проецируется на всё: взлёты, и падения, и даже его загулы автор приспосабливает к тому, чтобы раскрыть его суть.

Действие происходит в начале XXI века, это важно для понимания характера героя, ведь тогда в жизни каждый был сам за себя, и с человеком мог произойти какой угодно трагический казус. Так и то, что герой фактически пропил свою квартиру, именно для того времени пригодный ход. Автор очень чувствует время в таких вот нюансах. Это придаёт достоверность и убедительность всему остальному, когда речь заходит о вещах иррациональных.

Сюжет в романе действительно лихой, это тот случай, когда нет смысла его пересказывать даже в общих чертах, но есть смысл порассуждать, за счёт чего автор добивается такого результата: от романа невозможно оторваться, несмотря на его значительный объём. Во-первых, Белоусов ничего не боится, взгляд писателя достигает самых запретных и скрытых проявлений человеческой натуры, свобода – это всегда то, что притягивает, во-вторых, о чём бы он ни писал, он достоверен, видно, что предмет наблюдения и исследования изучен досконально; в-третьих, автор умело подстраивает стиль под настроение, которое хочет создать; и наконец, он избегает текста ради текста, каждое его слово – это деталь в огромном здании этого романа, разнообразном, как лучшие соборы мира, и в то же время цельном. После прочтения больше понимаешь о России и о русском человеке. Это факт.


Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • ЛГ-рейтинг

    16.12.2025
  • «Русский ZOV» Татьяны Дугиль

    15.12.2025
  • В этой прозе слышен голос памяти

    14.12.2025
  • «Оценивая и понимая другого, мы лучше понимаем себя»: интервью с Андреем Аствацатуровым

    13.12.2025
  • «Карта молодой литературы»: стихи финалистов

    13.12.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Эпоха и лица Поэзия Чечни Большая книга Поэзия Дагестана Проза Чечни Книга месяца от Анны Матвеевой Штрихкод
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS