Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 апреля 2021 г.
Телеведение

Киллер возвращается

В прокат вышел сентиментальный боевик «Никто»

20 апреля 2021
В роли главного русского мафиози Алексей Серебряков

...сделанный в США российским клипмейкером и режиссёром Ильёй Найшуллером из реальных событий тем же путём, каким из мухи делают слона. Найшуллер приобрёл известность в рок-музыке как гитарист и вокалист группы Biting elbows («Кусая локти»), а в кино – как автор нескольких клипов, в том числе Bad motherfucker («Плохой ублюдок») и «Кольщик», и фантастического боевика «Хардкор», снятого от первого лица. «Никто» – его вторая полнометражная картина, гораздо более традиционная и не очень ловкая, так что лестные оценки сетевых рецензентов выглядят инерционными.

Неестественность чувствуется в фильме с первого же эпизода, когда в дом пожилого клерка Хитча Мэнселла вламывается супружеская пара грабителей-любителей – как обнаруживается далее, отправившихся на разбой, чтобы добыть денег на лечение сына. Герой мог бы запросто разделаться с налётчиками, но даёт им уйти, из-за чего лишается уважения своего сына и впадает в такое уныние, что режиссёр со сценаристом бросаются ему на помощь и устраивают второй налёт – подсаживают в автобус, на котором он возвращается со службы, свору русских гопников, позволяющих ему разделаться с ними (аналогичный момент, но без русских, был в «Джокере») и восстановить подпорченный имидж. Ситуация настолько надуманная, что авторам остаётся лишь усилить её, прямиком известив зрителей, что Хитч – не просто клерк, а бывший киллер из убойного отдела ЦРУ.

Дальше – больше: после победы в автобусной битве герой входит во вкус и вместе со своим престарелым папой, экссотрудником той же конторы, разделывается со всей русской мафией во главе с картинным монстром, держателем воровского общака, вздумавшим отомстить Хитчу за гибель младшего брата в вышеописанном автобаттле. В первоначальном сценарии мафия была южнокорейской, но постановщик почему-то решил, что русскую знает лучше, и дал роли братьев-дегенератов Алексею Серебрякову с Александром Палем. Правда, Палю играть было нечего, зато Серебрякову дали возможность сделать своего персонажа исчадием ада, да ещё со склонностью к вокалу. Но с пением в фильме перебор: закадровой песней завершается чуть ли не каждая сцена, будто его создатель опасается оставить публику наедине с изображением.

При этом боевые подвиги Мэнселла так гипертрофированны, а сам он столь неуязвим (в частности, выбирается целёхоньким из машины, в которой насмерть разбились его похитители), что возникает вопрос пушкинской Татьяны: уж не пародия ли он? Ответ, как можно судить по смешкам и насмешкам части зрителей, таков: постановщик и его герой попросту не знают, что делать: сохранять серьёзность или шутить, как шутят герои культовых вестернов, будь то «Великолепная семёрка» или «Буч Кессиди и Санденс Кид», – и в результате гонится за двумя зайцами, упуская обоих и усугубляя своё и без того незавидное положение. Оно особенно ощутимо в семейных сценах, придуманных, как бывало в советском кино, для утепления суровых персонажей видимого и невидимого фронта, к которым в нагрузку прикрепляли сюжетно излишних жён и детей. С той, конечно, разницей, что там говорили о любви и заботе, а тут экс-киллер в беседе со своей благоверной сокрушается, что у них уже несколько лет нет секса. И тем самым наводит на фрейдистскую мысль, что бойцовский пыл героя вызван неудовлетворённым либидо, вылившимся в иную форму. Более того, в пресс-релизе «Никто» упоминается, что в дом к исполнителю главной роли Бобу Оденкирку однажды забрался преступник и этот жизненный опыт впоследствии помог актёру вжиться в образ жертвы. По аналогии легко допустить, что и режиссёра подогревало тайное желание разобраться со своими обидчиками (например, школьными) посредством супергероя, которое он сублимировал на экране. Не исключено, что именно этот компенсаторный механизм и привлёк публику, уже обеспечившую фильму пусть небольшие, но и не очень маленькие сборы: 22 млн долларов при бюджете 16 млн.

Виктор Матизен

Тэги: Виктор Матизен PROCONTRA Алексей Серебряков
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Проигранное кино

    71 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS