Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 октября 2017 г.
  4. № 39 (6615) (04.10.2017)
Телеведение

Кино без подвоха

04 октября 2017
Герои «Отличницы» в исполнении Яны Гладких и Никиты Ефремова

Чем „Отличница“ отличается от остального сериального потока?


Совсем недавно мы хвалили режиссёра Оксану Карас за её «Хорошего мальчика» – фильм, продемонстрированный Первым каналом, и вот на том же канале – её теперь уже сериал. Он начался необыкновенно светло, и то, что было хорошо в «Хорошем мальчике», расцвело, получило продолжение и развитие, что можно оценить на пять с плюсом.


Здесь тоже в центре событий молодой человек – наивный, чистый, добрый. И целеустремлённый. Стремящийся к правде, добру, свету. К счастью. И время действия – светлое, 1958-й год. «Оттепель», первые спутники, комсомольские стройки, время надежд, время романтических грёз, время полёта. В не так давно снятых сериалах и фильмах (таких, как «Таинственная страсть», «Дело было в Ростове», «Оттепель», «Стиляги») – то же самое время, но оно изображалось как враждебное героям, которых разыскивала милиция и перманентно преследовали коварные органы. Основной конфликт там был между свободой и несвободой, гражданами и тоталитарной властью, здесь же по старинке добро воюет со злом, предательство с верностью, свет с тьмой. И свет, на удивление, побеждает.

Юная выпускница юридического института поступает на службу в милицию и старается не ударить в грязь лицом – отличница, как сейчас сказали бы, перфекционистка. Но и очень живой человек, жаждущий любви и верящий в справедливость.

Здесь, как поначалу кажется, нельзя плохо играть, потому что ничего не выдумано, не притянуто за уши (сценарий Дмитрия Новосёлова), надо только быть самим собой – видно, что молодым актрисам работать было легко и радостно. И Яне Гладких, играющей лейтенанта милиции Машу Крапивину, и Таисии Вилковой (её легкомысленной, но верной подруге Гуте), легко и Никите Ефремову (капитан Шведов), и Александру Яценко (Петров), и Игорю Скляру (отцу Маши, как выяснилось, приёмному), и Владимиру Мишукову, играющему вора Буфета, а на самом деле внедрённого в банду милиционера и родного отца Маши, и всем другим, которые работают с явственным удовольствием, потому что не надо изображать того, чего в жизни не было и не могло быть. И, если кто-то недотягивает, если что-то немного коробит, то этого стараешься не замечать, потому что есть главное: летящая история, и живые люди в ней. И музыка (композитор Филипп Чернов) – воздушная, лёгкая, светлая, и замечательная операторская работа (Владимир Мачильский): большинство сцен снято одним кадром, от чего появляется ощущение стремительно бегущего времени и правды неумолимо проходящей жизни – «что пройдёт, то будет мило».

У многих после первых четырёх серий возникло опасение, что игровой, лирико-комедийный настрой фильма испортит какая-нибудь бяка про кошмарную измену и кровавый режим, но этого не произошло. Хотя неожиданностей было много – всё же это криминальная драма. Вдруг гибнет Гутя, отважно бросившаяся помогать расследованию Маши. Её убил предатель, пробравшийся в органы, но кто он? В других подобных сериалах с предателями подозреваешь всех – каждый может, а тут не веришь, не хочешь верить, что кто-то из этих отчаянных, преданных делу отличных парней способен на такую подлость. Артисты, играющие главных «подозреваемых», никогда не играли отрицательных ролей. Не­ужели это герой обаятельного, позитивного и талантливого Никиты Ефремова, так похожего на своего великого деда Олега Николаевича, 90 лет которого на этой неделе отметила вся артистическая Москва? Слава Богу, нет. Завербованным ещё фашистами оказался сын белогвардейца капитан Петров. Всё-таки Александра Яценко для роли подонка не так жалко, как Никиту, хотя тоже жалко, конечно. Как и погибшую героиню Таисии Вилковой, которая создала здесь гораздо более обаятельный и живой образ, чем в ужастике «Гоголь», о котором мы писали с разочарованием и грустью.

В финале лирико-комедийная атмосфера возвращается в сериал, всё же в буднях правоохранителей 1958 года бывали не только потери, но и победы, и праздники, и надежда, и любовь.

Такой мир создан в «Отличнице». Мне кажется, что это прорыв в новое телевидение. Неужели теленачальники поняли наконец, что на негативном отношении к «карете прошлого» далеко не уедешь?

Впрочем, может быть, я выдаю желаемое за действительное.

Тэги: Ефремов Оксана Карас
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Победы и поражения

    01.05.2025
  • Всё позволено?

    30.04.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS