Для нашего кинематографа нынешнее Рождество, рождественская неделя, да и весь год были особенными. С 2016-го, объявленного Годом кино, громкие премьеры следовали одна за другой. Очень разные по идеологии и жанрам, вызывавшие жаркие споры, но имевшие отличные сборы. «Экипаж», «Самый лучший день», «Последний богатырь», «Аритмия», «Легенда о Коловрате» и, наконец, «Движение вверх», фильм, эмоциональное воздействие которого беспрецедентно. Можно говорить о качественном скачке и даже о революции в отрасли.
А ещё не так давно уважаемые критики убеждали нас, что конкуренция с Голливудом на нашем кинорынке невозможна, что российские кинематографисты обречены снимать малобюджетное, артхаусное кино. В отсутствие проката молодая режиссура ориентировалась не на зрителя, а на вкусы международных экспертов, отмечавших и награждавших такие ленты, как «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики и «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, но широкая публика от них в ужасе отшатывалась. Кассовый же успех «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова и «Легенды № 17» Николая Лебедева воспринимался как исключение из правил. Но вода камень точит.
Постепенно произошёл поворот творцов в сторону зрителя. И тут парадоксальную роль сыграла лента известного кинорежиссёра Андрея Звягинцева с названием, похожим на манифест, – «Нелюбовь». Мастерски сделанная, но обжигающе холодная картина, в которой никто, даже спасатели не вызывают симпатии, провалилась в прокате, но подвела к естественному выводу: без любви зрительский успех не рождается.