Многие важные для государства ценности рухнули в 1991 году. И одно из этих крушений затронуло детский кинематограф. Говорить о том, что наши кинематографисты в долгу перед детьми, не вполне корректно: вина здесь даже не кинематографа, а государства в первую очередь.
В советское время в Москве была специализированная студия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, выпускавшая кинопродукцию исключительно для целевой аудитории. Одни картины были лучше, другие – хуже, но они выходили на экраны. Кроме того, все крупнейшие киностудии страны были обязаны выпускать одну-две детские картины в год.
Взамен детского кинематографа государство распахнуло двери западным кинодешёвкам. И детям не оставалось ничего другого, как смотреть бесконечные ужастики, убийства, насилие. Отсутствие детского кино привело к тому, что выросло целое поколение детей, которые были воспитаны в совершенно других, чуждых нам, координатах.
Но всегда, даже в самые трудные времена, находятся люди, которые способны противостоять процессу распада. С упорством фанатиков они отстаивают то, что было наработано поколениями выдающихся советских кинематографистов, отдавших всю свою творческую энергию воспитанию детской души. В 1992 году – в самый разрушительный для детского кинематографа период – был организован Международный детский кинофестиваль «Артек», входящий, по мнению критиков, в рейтинговую десятку лучших мировых детских кинофестивалей. Его организаторы – МДЦ «Артек» (Крым, Украина) и Фонд пропаганды детского киноискусства «Киногром» (Москва, Россия), который возглавляет энтузиаст и фанатик своего дела Ирина Громова.
Проходивший в этом году 15-й юбилейный кинофорум вписал, пожалуй, самую яркую страницу в историю артековских фестивалей. Мне доводилось бывать на разных фестивалях, и всегда ощущался некий барьер между участниками и зрителями. Этот праздник напрочь лишён какой бы то ни было чопорности, здесь всё очень просто и вместе с тем сердечно.
Каждый вечер, когда солнце скрывалось за горизонт, весь «Артек» превращался в огромную киноплощадку. И тысячи мальчишек и девчонок замирали в нетерпеливом ожидании начала сеанса. А днём на артековских аллеях и пляжах ребята могли встретить тех, кого видели только что на киноэкране. И не просто встретить, а попросить автограф, сфотографироваться на память, запросто поговорить. Герои фильмов сами приходили к ним в гости – рассказывали о себе, своих ролях, творческих находках. Мастер-классы для артековцев провели знаменитые российские и украинские актёры и режиссёры: Василий Лановой, Анатолий Кузнецов, Евгений Жариков, Наталья Гвоздикова, Светлана Светличная, Ольга Сумская, Александр Половцев, Максим Коновалов, Александр Олешко, Алёна Яковлева и другие.
Актёр Михаил Дорожкин:
– Здесь хорошо и спокойно. Сам «Артек» располагает к тому, что все мы немножко впадаем в детство. У каждого своя программа, мы даём мастер-классы, рассказываем о том, как снимают кино, показываем этюды. Ребята нам задают вопросы. Эти ребята совсем другие, чем были мы. Они более продвинутые, более информированные, схватывают всё на лету. У них свои пристрастия в кино, в музыке – это нормально.
Актриса Светлана Светличная:
– Конечно, главное – это общение с детьми, которые полны искренности. Это качество мы теряем с возрастом. Общаясь с ними, понимаешь, как далеко ты ушёл от самого себя. И ещё мне нравится, что мнения детского и взрослого жюри часто совпадают. Значит, присутствует объективность в оценках.
Уникальность этого кинофестиваля состоит в том, что ребята сами решают судьбу каждого фильма. В состав большого жюри входят все участники смены, отдыхающие в «Артеке». Это, наверняка, самое большое жюри в мире, ведь оно насчитывает три с половиной тысячи человек.
О значении и особенностях кинофорума мы беседуем с президентом Международного детского кинофестиваля «Артек» народным артистом СССР Василием Лановым.
– Василий Семёнович, когда вы в первый раз оказались в «Артеке»?
– Первый раз я попал в «Артек» на премьеру фильма «Павка Корчагин», это было в 1956 или в 1957 году. И совершенно влюбился в это волшебнейшее место. А теперь, вот уже практически 15 лет, я езжу сюда, участвую в обсуждениях фильмов и вижу, как ребята горячо спорят друг с другом, как они оценивают какие-то вещи, как они рыдают и хохочут там, где надо. Так и формируется человечек. Поэтому очень важно, чтобы какая-то дрянь не попала сюда, как это случалось первое время, когда мы отбирали картины, за которые потом бывало стыдно.
– По какому принципу вы отбирали фильмы при формировании конкурсной программы?
– Мы на наш фестиваль отбираем картины со всего мира: из северной Европы, Италии, Америки, Венгрии. Теперь, слава богу, и наш детский кинематограф начинает оживать, уже есть выбор, начали появляться интересные фильмы. Например, картина «Звезда», которая два года назад получила все премии на нашем фестивале, – это уже специализированная детская картина о войне, сделанная молодым режиссёром Лебедевым. Мы видим, что нынешним поколением война оценена удивительно точно, и это радостно и дорого.
А главное – прекратились все эти «Сёстры», «Братья», эти шизоидные бесконечные стрельбища. Я помню, как шли «Сёстры», а там одни убийства, и это показывали детям. Я спрашиваю у ребят: есть ли в этом фильме хоть одно светлое существо, которому хотелось бы подражать? Длиннющая пауза. И какая-то девочка сказала: есть одно существо – это кошка. Понимаете? Слава богу, это уже отходит, и к этому наш кинематограф уже не вернётся.
Мы стараемся отбирать картины, которые несут добро и свет. Поэтому нельзя переоценить значимость этих фестивалей, ведь мы закладываем фундамент будущего поколения. Если поколение не имеет своего детского ряда картин, оно вынуждено переходить на взрослое кино, на эту чушь. А это страшно.
В этом году на фестивале в первый раз за 15 лет была представлена украинская детская картина, которая и получила все главные премии. На Украине вообще не выпускали картин для детей. У нас хоть что-то делалось на взрослых студиях, а там вообще ничего.
– В программе фестиваля нашлось место и для ретроспективных показов. Как смотрят сегодняшние подростки фильмы, на которых воспитывались их родители?
– Ребята замечательно смотрят наши старые детские картины, и у них не пропадает к ним интерес. Это очень хорошо, потому что они завязаны на наши ценности. Нельзя без прошлого выходить в будущее – не будет будущего. Но надо же делать и современные картины для детей, поэтому я считаю, что наш фестиваль в этом смысле просто замечательный. У нас не взрослые, а дети решают судьбу фильмов – специальное детское жюри.
– Какие они – сегодняшние артековцы? Что их волнует, к чему стремятся?
– Потрясающие умнички. Во-первых, в фестивальную смену специально едут ребята, очень любящие кино. Один мальчик уже четвёртый раз приезжает, чтобы быть членом жюри. Он собирается стать критиком, это, я вам скажу, уже доктор искусствоведения. А как он выступает – это надо слышать. Ребята проявляют способности к обобщению, к идейному анализу фильмов. Кроме того, в «Артеке» они живут коммуной, отрядами, а это ко многому располагает.
– Василий Семёнович, а каким было ваше детство?
– Я три с половиной года был под оккупацией у немцев, потому что 20 июня 1941 года мы – две сестры и я – поехали отдыхать на Украину. А 22 июня в 4 часа утра над нами летели самолёты бомбить Одессу – вот что осталось в памяти. В конце апреля 44-го нас освободили, и мама приехала за нами – уже инвалидом первой группы, после того как она вручную разливала «коктейль Молотова» на химзаводе.
Мы вернулись в Москву. Детство было безумно голодное, трудное, но счастливое. После Победы казалось, что всё можно осилить – любой голод, любую разруху. Мы жили напряжённо, и это было замечательно. Я как зверь грыз гранит науки и окончил школу с золотой медалью, хотя сам из пролетарской семьи и было очень трудно. Вот почему говорят, что военные дети взрослеют в сто раз быстрее, чем обычные. И жизненные ценности были ясны, не надо было уговаривать, что хорошо, а что плохо.
Помню, в 47 году, уже перед отменой карточек, мама сварила нам картошку, а из шелухи сделала какие-то котлеты. А меня тошнило после них, и мама рыдала оттого, что она не могла мне помочь. Меня журналисты иногда спрашивают: как вы теперь относитесь к образу Корчагина? Я отвечаю: вот теперь я ценю его в тысячу раз больше. Я говорю: дай бог, чтобы ваши дети хоть во что-нибудь верили так, как верил в свою идею этот самый бескорыстный человек на земле.
– Артековский фестиваль проводится при поддержке правительства Москвы. Как вам кажется, почему столичные власти оказывают ему такое внимание?
– Во-первых, известно отношение Юрия Михайловича Лужкова к Крыму. Кроме того, здесь отдыхает очень много москвичей и детей из других российских городов. География фантастическая – Челябинск, Москва, Дальний Восток, Пермь, юг России. Лужков прекрасно понимает, что эти дети – это наше будущее. Мы и так их обеднили после 1991 года, когда государство их кинуло, и не только в кинематографе. Была у них своя пионерская организация, и всё это было выброшено, причём бездарно, я бы сказал, высокомерно. А детей-то надо как-то организовывать, а иначе они кинутся на улицу. И вот сейчас мы возвращаемся к созданию пионерских организаций. А как иначе? Нельзя государству бросать детей.
Правительство Москвы помогает фестивалю во всём и всегда безотказно. После завершения фестиваля артисты дали концерт в Севастополе, выступили перед моряками Черноморского флота. Как нас принимали моряки и что они нам говорили! А я ещё специально исполнил песню из «Белорусского вокзала», так зал стоя подпевал. Так для них важны эти встречи. Я люблю Севастополь, и мне всегда так радостно и тревожно в этом городе, где на каждом шагу ощущается связь времён. Поэтому я очень рад, что правительством Москвы принято решение включить концерт в Севастополе в программу фестиваля и мы сможем ежегодно выступать перед черноморцами.
…Весёлый праздник детского кино завершился. По итогам рейтингового голосования были определены лучшие фильмы и актёры XV Международного детского кинофестиваля «Артек». Все победители получили главную награду фестиваля – статуэтку золотого кораблика с надписью «Артек» на борту. Флотилия «золотых кинокорабликов» покинула артековскую бухту, для того чтобы вернуться через год, неся ребятам красоту, радость и счастье!
Фото