Начиная с 1974 года, на целое десятилетие строительство Байкало-Амурской магистрали стало важнейшей темой для прессы, для творчества писателей, художников, кинематографистов. Её кинолетопись делали взыскательные и талантливые мастера под руководством Владлена Трошкина, и этот многосерийный цикл оказался в итоге одним из самых масштабных проектов советского документального кино. Режиссёру, который начал вести свою кинохронику практически с первых дней строительства, удалось талантливо рассказать о судьбах десятков строителей БАМа. Его документальное полотно – это и плакат, и подробный очерк о бамовцах, о характерах и судьбах наших современников.
Творческая группа Трошкина прибыла на БАМ, когда всё там ещё только начиналось, тем не менее столичным документалистам выделили несколько удобных квартир в Северобайкальске – с отдельным выходом в небольшой сад, где разместили столы и мангал. Там застрекотали пишущие машинки, а по завершении рабочего дня, за ужином, в коллективных спорах рождалась истина будущего фильма. Руководство готово было обеспечить Трошкина и его команду всем необходимым: дать транспорт, подготовить встречи с рабочими и инженерами. Однако очень скоро кинематографисты поняли: чтобы картина действительно получилась, нужно покинуть уютный северобайкальский штаб – и хлебнуть на собственном опыте лиха на строительстве трассы. Иначе герои будут в кадре рассуждать привычными штампами, а их характеры так и останутся для зрителя тайной за семью печатями.
Трошкин понимал: они должны стать для рабочих-бамовцев своими людьми, теми, кому доверяют. Дело отнюдь не простое – но только так может получиться художественное исследование, а не банальная зарисовка или поверхностный рассказ о стройке, про которую и так через день пишут во всех газетных передовицах. Нужно даже не месяцы, а годы провести в палатках, во времянках, среди строителей. Показать собственный характер, заслужить уважение…
На строительство магистрали часто наведывались журналисты, в том числе и московские. Не станем идеализировать их взаимоотношения с рабочими, отметим лишь, что очень немногим удавалось найти общий язык со своими героями. А к киногруппе «Летописи…» на БАМе относились не как к чужакам. Факт, говорящий о многом: когда в 1978 году в 33 года ушёл из жизни оператор Владимир Горбунов, одну из улиц в посёлке Звёздном назвали в его честь. И не по чьему-то указанию сверху, а по инициативе бамовцев.
Первый фильм авторы «Летописи...» назвали восклицательно: «Даёшь БАМ!» Таково настроение 1974 года, тогда для будущей магистрали всё было впереди – и трудности, и победы, а среди строителей ещё никого нельзя было назвать старожилом. За этой картиной последовали «Поезд номер один», «Дом у дороги». И, наконец, «Максималисты». Очень важное определение – и для авторов кинолетописи, и для бамовцев. «Сделай сам больше, чтобы товарищу досталось меньше», – звучит в этой ленте девиз молодёжной бригады Александра Бондаря. Звучит красиво, причём эту формулу придумали не журналисты, она родилась среди монтёров пути.
Труженикам тогда на всё хватало энергии. В народном театре рабочие поставили пьесу Александра Гельмана «Заседание парткома» (многим она памятна по кинофильму «Премия»). А потом сами, как герои этого спектакля, боролись за правду, если считали, что начальство ставит нерациональные задачи, – вплоть до забастовки! Что неудивительно: трусливые на БАМе не задерживались. Это можно было сказать и о режиссёре Трошкине, который, отлично зная болевые точки стройки, не боялся рассказывать не только о трудовых победах. «Максималисты» вышли на экран в 1980 году, однако проблематика фильма злободневна и в наши дни.
«Много лет снимал Трошкин о БАМе – казалось бы, возможны повторы. А тут напротив – от фильма к фильму получается всё глубже и интереснее. Время рождает знание, понимание сути проблем», – вспоминал Лев Николаев, сценарист, работавший над бамовской кинолетописью. Углублённое внимание к судьбам людей, которых принято называть простыми, к их человеческой натуре и профессиональной сути – это в лучших традициях советского документального кино (да и телевидения). Жанр считался коронным для советского экрана, поэтому многие его приверженцы, бывало, впадали в конъюнктурную легковесность. Трошкину подобное не грозило – он относился, действительно к лучшим мастерам производственной документалистики.
Летопись продолжалась. Фильм «Последний десант» повествовал о строительстве Кодарского тоннеля – самого высокогорного на БАМе. А в 1985-м, после торжественного открытия сквозного движения по магистрали, на экраны вышла лента «Победа на БАМе», которую посчитали завершением эпохального цикла. Авторы «Летописи…» стали лауреатами Государственной премии. Однако оказалось, что Трошкин точку в своём марафонском проекте ещё не поставил.
Последнюю часть многосерийного цикла авторы «Кинолетописи БАМа», не скрывая горечи, назвали «Безработные». Она вышла на экраны в 1990 году. В то время проблем на магистрали было больше, чем достижений, – и фильм честно об этом повествовал, запечатлев начало бамовского кризиса, растерянность настоящих героев труда. Один из героев картины – Владимир Графов – комсорг и главный весельчак бригады Бондаря – был не только одним из лучших монтёров пути, но и ведущим актёром народного театра, который стал для строителей трассы настоящей отдушиной. «Когда на БАМ пришла перестройка и рыночные отношения – деньги на стройку стали поступать нерегулярно и недостаточно. Братья Графовы вместе с жёнами и детьми, как и тысячи и тысячи других, стали безработными, изгоями, никому не нужными», – вспоминал режиссёр. Так было на самом деле. Государство как будто перестало заглядывать в завтрашний день – и это било по людям, посвятившим жизни великой стройке, нацеленной на будущее.
Время доказало необходимость БАМа. Увы, далеко не все авторы и герои кинохроники увидели возрождение легендарной трассы. В 2015 году ушёл из жизни и Владлен Петрович Трошкин. Сегодня его кинолетопись, по праву ставшую классикой жанра, можно найти в интернете. В год бамовского юбилея эти фильмы заинтересуют многих: и тех, кто помнит то время, и тех, кто хотел бы его познать.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Владлен Павлович Трошкин родился в семье легендарного фотокорреспондента «Известий», фронтовика Великой Отечественной, погибшего в 1944 году в бою с бандеровцами. Как и отец, он мечтал «останавливать мгновения» с помощью камеры, сохраняя для потомков ключевые события эпохи. Трошкин окончил операторский факультет ВГИКа, был учеником Анатолия Головни и Эдуарда Тиссэ. С 1952 года работал в Центральной студии документальных фильмов сначала оператором, затем – ещё и режиссёром. Бывал в долгих экспедициях на освоении целины, а также на Дальнем Востоке.