Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 апреля 2024 г.
  4. № 13 (6928) (03.04.2024)
Спецпроект Станционный смотритель

Кинолетопись БАМа

Владлену Трошкину удалось снять потрясающие фильмы о создателях магистрали

03 апреля 2024
Бригадир монтёров пути Александр Бондарь и его товарищи – главные герои документальной ленты «Максималисты» / Григорий Калачьян, Леонид Свердлов / ИТАР-ТАСС

Начиная с 1974 года, на целое десятилетие строительство Байкало-Амурской магистрали стало важнейшей темой для прессы, для творчества писателей, художников, кинематографистов. Её кинолетопись делали взыскательные и талантливые мастера под руководством Владлена Трошкина, и этот многосерийный цикл оказался в итоге одним из самых масштабных проектов советского документального кино. Режиссёру, который начал вести свою кинохронику практически с первых дней строительства, удалось талантливо рассказать о судьбах десятков строителей БАМа. Его документальное полотно – это и плакат, и подробный очерк о бамовцах, о характерах и судьбах наших современников.

Творческая группа Трошкина прибыла на БАМ, когда всё там ещё только начиналось, тем не менее столичным документалистам выделили несколько удобных квартир в Северобайкальске – с отдельным выходом в небольшой сад, где разместили столы и мангал. Там застрекотали пишущие машинки, а по завершении рабочего дня, за ужином, в коллективных спорах рождалась истина будущего фильма. Руководство готово было обеспечить Трошкина и его команду всем необходимым: дать транспорт, подготовить встречи с рабочими и инженерами. Однако очень скоро кинематографисты поняли: чтобы картина действительно получилась, нужно покинуть уютный северобайкальский штаб – и хлебнуть на собственном опыте лиха на строительстве трассы. Иначе герои будут в кадре рассуждать привычными штампами, а их характеры так и останутся для зрителя тайной за семью печатями.

Трошкин понимал: они должны стать для рабочих-бамовцев своими людьми, теми, кому доверяют. Дело отнюдь не простое – но только так может получиться художественное исследование, а не банальная зарисовка или поверхностный рассказ о стройке, про которую и так через день пишут во всех газетных передовицах. Нужно даже не месяцы, а годы провести в палатках, во времянках, среди строителей. Показать собственный характер, заслужить уважение…

На строительство магистрали часто наведывались журналисты, в том числе и московские. Не станем идеализировать их взаимоотношения с рабочими, отметим лишь, что очень немногим удавалось найти общий язык со своими героями. А к киногруппе «Летописи…» на БАМе относились не как к чужакам. Факт, говорящий о многом: когда в 1978 году в 33 года ушёл из жизни оператор Владимир Горбунов, одну из улиц в посёлке Звёздном назвали в его честь. И не по чьему-то указанию сверху, а по инициативе бамовцев.

Первый фильм авторы «Летописи...» назвали восклицательно: «Даёшь БАМ!» Таково настроение 1974 года, тогда для будущей магистрали всё было впереди – и трудности, и победы, а среди строителей ещё никого нельзя было назвать старожилом. За этой картиной последовали «Поезд номер один», «Дом у дороги». И, наконец, «Максималисты». Очень важное определение – и для авторов кинолетописи, и для бамовцев. «Сделай сам больше, чтобы товарищу досталось меньше», – звучит в этой ленте девиз молодёжной бригады Александра Бондаря. Звучит красиво, причём эту формулу придумали не журналисты, она родилась среди монтёров пути.

Труженикам тогда на всё хватало энергии. В народном театре рабочие поставили пьесу Александра Гельмана «Заседание парткома» (многим она памятна по кинофильму «Премия»). А потом сами, как герои этого спектакля, боролись за правду, если считали, что начальство ставит нерациональные задачи, – вплоть до забастовки! Что неудивительно: трусливые на БАМе не задерживались. Это можно было сказать и о режиссёре Трошкине, который, отлично зная болевые точки стройки, не боялся рассказывать не только о трудовых победах. «Максималисты» вышли на экран в 1980 году, однако проблематика фильма злободневна и в наши дни.

«Много лет снимал Трошкин о БАМе – казалось бы, возможны повторы. А тут напротив – от фильма к фильму получается всё глубже и интереснее. Время рождает знание, понимание сути проблем», – вспоминал Лев Николаев, сценарист, работавший над бамовской кинолетописью. Углублённое внимание к судьбам людей, которых принято называть простыми, к их человеческой натуре и профессиональной сути – это в лучших традициях советского документального кино (да и телевидения). Жанр считался коронным для советского экрана, поэтому многие его приверженцы, бывало, впадали в конъюнктурную легковесность. Трошкину подобное не грозило – он относился, действительно к лучшим мастерам производственной документалистики.

Кадр из фильма Владлена Трошкина «Победа на БАМе»

Летопись продолжалась. Фильм «Последний десант» повествовал о строительстве Кодарского тоннеля – самого высокогорного на БАМе. А в 1985-м, после торжественного открытия сквозного движения по магистрали, на экраны вышла лента «Победа на БАМе», которую посчитали завершением эпохального цикла. Авторы «Летописи…» стали лауреатами Государственной премии. Однако оказалось, что Трошкин точку в своём марафонском проекте ещё не поставил.

Последнюю часть многосерийного цикла авторы «Кинолетописи БАМа», не скрывая горечи, назвали «Безработные». Она вышла на экраны в 1990 году. В то время проблем на магистрали было больше, чем достижений, – и фильм честно об этом повествовал, запечатлев начало бамовского кризиса, растерянность настоящих героев труда. Один из героев картины – Владимир Графов – комсорг и главный весельчак бригады Бондаря – был не только одним из лучших монтёров пути, но и ведущим актёром народного театра, который стал для строителей трассы настоящей отдушиной. «Когда на БАМ пришла перестройка и рыночные отношения – деньги на стройку стали поступать нерегулярно и недостаточно. Братья Графовы вместе с жёнами и детьми, как и тысячи и тысячи других, стали безработными, изгоями, никому не нужными», – вспоминал режиссёр. Так было на самом деле. Государство как будто перестало заглядывать в завтрашний день – и это било по людям, посвятившим жизни великой стройке, нацеленной на будущее.

Время доказало необходимость БАМа. Увы, далеко не все авторы и герои кинохроники увидели возрождение легендарной трассы. В 2015 году ушёл из жизни и Владлен Петрович Трошкин. Сегодня его кинолетопись, по праву ставшую классикой жанра, можно найти в интернете. В год бамовского юбилея эти фильмы заинтересуют многих: и тех, кто помнит то время, и тех, кто хотел бы его познать.

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Владлен Павлович Трошкин родился в семье легендарного фотокорреспондента «Известий», фронтовика Великой Отечественной, погибшего в 1944 году в бою с бандеровцами. Как и отец, он мечтал «останавливать мгновения» с помощью камеры, сохраняя для потомков ключевые события эпохи. Трошкин окончил операторский факультет ВГИКа, был учеником Анатолия Головни и Эдуарда Тиссэ. С 1952 года работал в Центральной студии документальных фильмов сначала оператором, затем – ещё и режиссёром. Бывал в долгих экспедициях на освоении целины, а также на Дальнем Востоке.

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • История о ленинградцах, которые жили не для себя

    10.05.2025
  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS