Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Класс, который мы потеряли

01 января 2007

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Инна КАБЫШ

Учителя, работающие в 11-х классах, обижаются… На что? На то, что одиннадцатиклассники в школу не ходят, а «заходят»: на одних предметах не появляются почти, на других – вовсе.

Правильно это? Нет. Обидно? Безусловно.

Но кто-нибудь задумался, почему так происходит?

Что, старшеклассники, пропускающие уроки, пьют у ларька пиво?

Да нет же, дело здесь совсем в другом.

А именно: единый государственный экзамен разрушил понятие «выпускной класс», по сути, превратив его в подготовку к себе, любимому.

Я много раз говорила и писала о том, что не считаю ЕГЭ (даже по литературе) злом: на мой взгляд, он пусть несовершенная, но современная форма проверки знаний и умений учащихся.

Но не видеть издержек этой «формы» (помимо уже поименованных) я тоже не могу.

Так вот одна из них – как раз потеря выпускного класса.

Судите сами.

Ребёнок, к примеру, – гуманитарий. Он хорошо знает, что сдавать ему придётся русский и математику (это обязательно для всех) и, положим, литературу и историю.

Все его силы в 11-м классе направлены на подготовку именно этих предметов.

Разумеется (с точки зрения ребёнка), он будет через пень колоду посещать уроки физики и химии.

Вы скажете: это неправильно, человек должен быть всесторонне образован (или хотя бы осведомлён). Неправильно – кто ж спорит!

Но раньше, даже если ты сто раз гуманитарий, ты должен был сдавать выпускной экзамен по той же физике и химии (а технарь – по литературе и истории).

А теперь – нет: математика + русский обязательно, остальные предметы по выбору (того института, в который ты собираешься поступать).

Ребёнок – даже 16–17-летний! – мыслит конкретно: для него, если нет экзамена, нет и предмета (это особенно опасно в случае с литературой, потому что, да простят меня физики, можно не знать Бойля и Мариотта, но нельзя – Достоевского и Платонова).

А тогда зачем на него ходить?

Согласитесь, это хоть и неправильно, но логично. Ребёнок спешит теперь не в школу, а на подготовительные курсы или к репетитору, то есть туда, где ему реально помогут сдать нужные лично ему предметы. Вы спросите: а почему школа не готовит учащихся к сдаче ЕГЭ? Можно было бы, конечно, отделаться рекламным слоганом: она просто не умеет их готовить.

Но дело обстоит не так просто: готовить-то она готовит, но, согласитесь, учитель, работающий с целым классом, и репетитор, работающий лично с тобой, – дистанция огромного размера (если к тому же учесть, что и уровень подготовленности, и пробелы, и ошибки у каждого свои).

Кстати, о репетиторах. Они – особая обида школьных учителей. Информация о том, что ребёнок занимается с репетитором, повергает некоторых учителей в ярость: как же так, я, Марь-Иванна, учила тебя русскому языку с 5-го по 9-й класс, а теперь я для тебя не авторитет и ты нашёл себе учителя на стороне. Репетитор воспринимается как враг.

А собственно, почему? К примеру, я хорошо понимаю, что на уроках литературы в 11-м классе я должна заниматься литературой, иначе весь XX век – с Блоком, Булгаковым, Платоновым, Солженицыным – будет для детей потерян.

Да, у меня есть два часа так называемой расширёнки: с теми, кто ко мне приходит (а это, естественно, гуманитарии), мы разбираем дополнительные произведения. Если по программе у Бунина изучаются три рассказа: «Господин из Сан-Франциско», «Митина любовь» и «Солнечный удар», то мы позволяем себе роскошь поговорить (а то и просто почитать вслух – на что на уроках уж совсем не хватает времени) и о «Лёгком дыхании», и о «Тёмных аллеях», и о стихах Бунина.

А кто и когда в таком случае будет готовить выпускников к ЕГЭ по литературе?

Лично я очень рада, что есть люди, которые занимаются этим с моими учениками. Почему я должна считать их своими врагами? Мы делаем одно дело – помогаем выпускнику (в моём случае – гуманитарию) сдать ЕГЭ по литературе на максимально высокий балл в ситуации жесточайшей конкуренции и борьбы за место под солнцем в нашем дивном новом мире.

А ведь я тоже могла бы обижаться. И как предметник, и как классный руководитель.

Я тут такие надежды возлагала на последний школьный год: и туда-то мы пойдём, и туда-то поедем. Не тут-то было!..
Если дети так посещают школу, что уж говорить о внешкольных мероприятиях (простите мне невольный прозаизм!).
Как я отношусь ко всему происходящему? Философски. Канули в Лету выпускные экзамены с цветами, столами, стихами, вслед за экзаменами рухнул и весь 11-й класс – с экскурсиями, театрами, музеями.

Хорошо это или плохо?

Это жизнь.

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Класс, который мы потеряли

Учителя, работающие в 11-х классах, обижаются…

2010-04-14 / Инна КАБЫШ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS