Духовой оркестр Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского представил на сцене культурного центра «Меридиан» интересную программу к 225 летию со дня рождения А.С. Пушкина в форме концерта с комментариями.
Звучали произведения известных композиторов, написанные на основе пушкинских сюжетов, в том числе: дуэт Татьяны и Ольги и полонез из оперы «Евгений Онегин» (П. Чайковский), отрывки из музыкальных иллюстраций к повести «Метель» (Г. Свиридов), романсы на стихи русского классика. Вокальные номера исполняли выпускники и студенты Академического музыкального училища: Григорий Карпушев, Каролина Старцева, Даниелла Кондрат, Полина Шамонова, Алина Хабеева. Заведующий отделением духовых и ударных инструментов училища – заслуженный артист РФ Виталий Киселёв. Художественный руководитель и дирижёр оркестра – Кирилл Черчик.
Особенность проекта «Концерт с комментариями», появившегося три года назад в «Меридиане», в том, что инструментальные и вокальные номера сопровождаются увлекательными пояснениями. Благодаря комментариям, подготовленным педагогами-методистами, зрители концерта «Музыкальный портрет Пушкина» смогли ещё более глубоко погрузиться в атмосферу XIX века.
Концерт начался с увертюры М. Глинки к опере «Руслан и Людмила» – яркой, искрящейся, стремительной, по словам самого композитора, «летящей на всех парусах». Опера была впервые дана на петербургской сцене более 180 лет назад и, хотя сегодня в это трудно поверить, тогда не пользовалась успехом. Более того – один из великих князей, возглавлявших военное ведомство, отправлял провинившихся офицеров не на гауптвахту, а… на «Руслана и Людмилу»! Однако был один номер, неизменно вызывавший бурю аплодисментов, – жизнерадостное рондо Фарлафа. На концерте «Музыкальный портрет Пушкина» с ним выступил выпускник Академического музыкального училища, лауреат международных конкурсов Григорий Карпушев. В его исполнении прозвучали также ария Мельника из оперы А. Даргомыжского «Русалка» и романс Г. Свиридова «Подъезжая под Ижоры».
В числе прочего зрители узнали об интересной особенности оперы «Каменный гость» А. Даргомыжского – композитора, положившего начало традиции создания русских опер на основе «Маленьких трагедий». Либретто в традиционном понимании отсутствует, его роль играет пушкинский текст (довольно дерзкий для XIX века эксперимент). Впрочем, Даргомыжский позволил себе небольшую «вольность», дополнив текст двумя песнями, которые поёт Лаура (слова принадлежат перу А.С. Пушкина). Одну из них исполнила лауреат международных конкурсов Алина Хабеева.
Подготовили музыканты и весёлый антракт, во время которого звучали французские композиции, – включение подобных дивертисментов в оперный спектакль раньше было традиционным.
Полтора часа пролетели словно миг. За это время удалось насладиться классической музыкой в исполнении оркестра, вокальными номерами, вспомнить великие пушкинские сюжеты и узнать множество интереснейших фактов, сложившихся в единую цельную картину – будто перед нами и вправду музыкальный портрет поэта!